Ремонт турбин дизельных и бензиновых двигателей: о чем следует помнить автовладельцу
Сегодня большинство владельцев автомобилей с турбированными двигателями наслаждаются скоростной ездой. Благодаря турбокомпрессору, показатель мощности возрастает на 30%, а в некоторых случаях даже на 40%. Однако, как и любой другой механизм, турбина со временем подвержена износу, и отсрочка ремонта может привести к серьезным проблемам, включая поломку двигателя. В этой статье мы поделимся информацией о причинах возникновения неполадок, способах их предотвращения, этапах ремонта и местах, где можно отремонтировать турбину.
Почему может сломаться турбокомпрессор: причины и профилактика
Турбокомпрессор – это устройство, которое использует энергию выхлопных газов для сжатия и нагнетания воздуха в цилиндры двигателя. Такой механизм может быть установлен на как на бензиновые, так и на дизельные двигатели, разница между ними состоит лишь в температурных режимах работы. Однако, по статистике, турбокомпрессоры отказывают раньше, чем любые другие части двигателя. Это связано с тем, что работа турбины зависит от исправности всех систем автомобиля. При вращении до 250 000 оборотов в минуту и температуре до 1000 градусов, турбина нуждается в безупречной работе систем охлаждения и смазки, топливной и выхлопной систем, системы вентиляции картерных газов. Достаточно надежное устройство может выйти из строя по следующим причинам:
- Некачественное масло.
- Недостаточное количество масла.
- Попадание инородных частиц.
- Засорение выхлопной системы.
- Несоблюдение условий эксплуатации.
В процессе работы масло очень сильно загрязняется сажей от сгорания топлива. Если двигатель при 5000 оборотах в минуту еще может кратковременно «пережить» грязное масло, то для турбокомпрессора это неизбежная «смерть». Вал и подшипники при вращении испытывают значительную нагрузку, и любая твердая частица оставляет царапины. Для турбированных двигателей необходимо использовать специальное моторное масло высокого качества. Оно создает хорошую масляную прослойку между валом и подшипниками, что исключает сухое трение и повышенный износ.
При уменьшении проходимости масла через турбокомпрессор резко повышается температура внутри корпуса. Из-за этого масло начинает сворачиваться, что приводит к закоксовыванию внутренних лопаток турбины и трубок подачи и слива масла. Это может происходить по причине неисправности масляного насоса, деформации трубок подачи и слива или при недостаточном количестве масла в двигателе.
В процессе всасывания компрессорным колесом воздуха в турбину могут попадать посторонние предметы (песок, грязь, мелкие насекомые). Это приводит к постепенной деформации и стачиванию лопастей крыльчатки. Периодическая замена воздушного фильтра поможет избежать подобных проблем.
Установка фильтров и катализаторов для повышения экологичности двигателей на современные автомобили может привести к засорению катализатора и уменьшению выхлопа за счет создания давления на вал турбокомпрессора. Это может ускорить износ подшипника. Чтобы избежать возникновения таких факторов, нужно менять катализатор каждые 150 000 км.
Турбокомпрессор нуждается в своевременной замене масла, не рекомендуется запускать двигатель сразу после пуска, а также рекомендуется использовать моторное масло высокого качества и менять его каждые 10 000 км. В целом, за надежностью турбокомпрессора нужно следить и выполнять техническое обслуживание автомобиля вовремя.
Этапы процесса ремонта турбокомпрессора в технических центрах включают в себя несколько этапов. Неисправность турбокомпрессора можно диагностировать по увеличенному расходу масла, снижению производительности двигателя, посторонним шумам и черному выхлопу. Для проведения полной диагностики неполадок и получения качественного ремонта необходимо обратиться в квалифицированный автосервис, где используется специализированное оборудование.
Процесс ремонта турбин двигателей включает в себя следующие этапы:
- Проведение компьютерной диагностики электронных узлов для выявления ошибок и кодов неисправности с датчиков автомобиля.
- Осмотр турбины для проверки ее целостности; определение наличия осевого люфта и потери масла; оценка состояния клапана вестгейта.
- Демонтаж и разборка турбокомпрессора, проведение визуальной дефектовки.
- Чистка турбины, включающая отмывку в паровой высокотемпературной камере и в ультразвуковой ванне, отправка неповрежденных деталей турбокомпрессора на обработку в пескоструйную камеру, полировка деталей.
- Сборка турбокомпрессора, замена деталей при необходимости.
- Балансировка турбокомпрессора на трех этапах — балансировка ротора, ротора с колесом и самого картриджа.
- Тестирование турбины на специализированных стендах, в ходе которого проводится выявление остаточного дисбаланса ротора.
- Анализ состояния актуаторов (электронных или механических клапанов) при помощи прибора-тестера.
- Установка отремонтированной турбины на автомобиль, проверка патрубков и интеркулера на герметичность с помощью дымогенератора.
На всех этапах ремонта турбокомпрессора нужно соблюдать идеальную чистоту, чтобы исключить возможность быстрого износа запчастей из-за мельчайших частиц грязи.
В случае ремонта бензиновых турбин могут быть выявлены неполадки катализатора, вызванные его постепенным засорением продуктами переработки топлива. Одним из способов решения проблемы является демонтаж и замена вышедшего из строя катализатора на новый, однако это стоят дорого. Более бюджетный способ — перепрошивка блока управления двигателем после удаления агрегата.
Клапан ЕГР является крайне важным условием для правильной работы турбокомпрессора. Для предотвращения возможных причин поломки необходимо регулярно ухаживать за катализатором, сажевым фильтром и клапаном ЕГР.
Есть ли возможность самостоятельного ремонта турбины? Некоторые автовладельцы считают, что можно исправить неполадки турбокомпрессора без обращения в специализированные сервисы. Однако, прежде чем начинать ремонт, нужно обладать необходимыми знаниями и навыками в автомеханике. В идеале, чтобы устранить проблему, нужно сначала ее обнаружить. Но это может быть непросто без специального оборудования, которое используют в сервисах. Большинство этапов ремонта турбины невозможно воспроизвести в домашних условиях.
Обычно “домашний” ремонт турбокомпрессора включает в себя следующую последовательность: снятие, разборку, очистку в специальном растворе, визуальную дефектовку, замену необходимых деталей, сборку и установку. Хотя такая процедура может удастся дома, но не во всех случаях она дает желаемый результат. Например, если причина неисправности заключается в загрязнении и закоксовке отдельных деталей, то восстановление турбины может дать положительный эффект. Однако, во время сборки может произойти одна грубая ошибка – неправильная балансировка ротора и картриджа. Кроме того, непрофессиональному автомеханику не удастся провести компьютерную диагностику автомобиля, чтобы выявить общую картину проблем.
Тем, кто решил самостоятельно отремонтировать турбокомпрессор, лучше не торопиться и взвесить все за и против. В итоге, желание сделать экономию может привести к дополнительным финансовым затратам. Не сбалансированная турбина может нанести значительный ущерб двигателю. Даже если у автомеханика много знаний и опыта, он не сможет правильно справиться с ремонтом из-за недостатка оборудования. Риск повредить двигатель больше и отсутствие гарантий – весомые аргументы против самостоятельного вмешательства.
Ремонт и восстановление турбин – это неотъемлемая часть жизни автолюбителя, который использует турбированный двигатель. Но перед тем, как обратиться в сервис, нужно проверить репутацию и квалификацию, а лучше доверить работу профессиональным сервисам, чтобы не столкнуться с дополнительными проблемами.
Фото: freepik.com