«Откуда есть пошла славянская письменность» - исторический вояж

Районная библиотека Ежегодно 24 мая мы празднуем День славянской письменности и культуры, один из праздников, имеющих для всех нас огромное культурно-историческое значение.

Районная библиотека

Ежегодно 24 мая мы празднуем День славянской письменности и культуры, один из праздников, имеющих для всех нас огромное культурно-историческое значение. В этот день мы воздаём славу создателям нашего алфавита и во многом – нашего современного языка - святым братьям Кириллу и Мефодию. Труд, которых не пропал даром: в настоящее время десятая часть всех языков мира имеет письменность на основе кириллицы. Собственная письменность всегда служит любому народу мощным стимулом единения и развития. В современном языковом мире около пяти тысяч языков. По данным ЮНЕСКО, из них только 225 письменных. Среди последних лишь полтора-два десятка имеют тысячелетнюю письменную традицию. Славянская азбука служит уже более тысячи лет.
Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где его отмечают более ста лет. В России с большим размахом отмечалось в 1863 году тысячелетие создания славянской азбуки, но в послеоктябрьские годы праздник был забыт. Вспомнили о нём лишь спустя сто лет – в 1963 году, но и тогда он не получил широкого распространения. Честь возрождения празднования Дней славянской письменности и культуры принадлежит жителям Мурманска, которые в 1986 году организовали в своём городе прекрасный праздник, который назывался «Праздник письменности». Потом примеру Мурманска последовали другие города. И теперь Дни славянской письменности и культуры проводятся в больших и малых городах, неся добро и свет разума. В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года №568-1 о ежегодном проведении Дней славянской письменности и культуры с 1991 года государственные и общественные организации, совместно с Русской Православной церковью, стали проводить Дни славянской письменности и культуры. По своему содержанию День славянской письменности и культуры стал вторым (после Рождества) государственно-церковным праздником в современном российском календаре.


Из истории:

Исторические документы свидетельствуют о том, что письменность у славян возникла довольно рано. Древнейшее славянское письмо было очень примитивным, что было совершенно непригодно для более сложных документов – военных и торговых договоров, богослужебных текстов, исторических хроник. Для этого славяне использовали греческие и латинские буквы. Особую азбуку для славян создали великие просветители Константин и Мефодий. Греки по происхождению, из византийского города Солуни, знатного рода, братья были прекрасно образованы. Старший из братьев в молодые годы был правителем в одной из византийских провинций, но затем постригся в монахи под именем Мефодия. Младший брат получил образование в привилегированном университете Константинополя. Как известно из жизнеописания, Константин изучал грамматику, диалектику, астрономию, арифметику, музыку, хорошо владел славянским, греческим, латинским, еврейским и арабским языками. Некоторое время он работал библиотекарем при патриаршей библиотеке, а затем отделился от мирской жизни. В это же время, Ростислав, князь Моравский обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать учителя «для обретения людьми грамоты, чтобы учились истинной вере христианской». И выбор пал на Константина, взявшего с собой сподвижника – брата Мефодия. Взяв за основу греческое уставное письмо, Константин изобрёл простую и удобную форму для начертаний новых славянских букв. Дополнил азбуку знаками, передающими звуки, свойственные славянской речи и отсутствующие в греческой. Пользуясь этой азбукой, Константин с помощью Мефодия очень быстро перевёл основные богослужебные книги. Просветительская деятельность братьев и их учеников сопровождались большими трудностями и лишениями. В 867 году Константин и Мефодий отправились в Рим за защитой, где 14 февраля 869 года в возрасте 42 лет заболел и умер Константин. По просьбе Мефодия он был захоронен в римской церкви святого Климента, которого считал своим покровителем. Незадолго до смерти Константин постригся в монахи, приняв имя Кирилла. Мефодий скончался в апреле 885 года. Азбука братьев начала своё шествие по странам южных и восточных славян. И тот свет истины, которым святые братья Кирилл и Мефодий одаривали славянский мир, помог славянской, и в частности русской культуре стать полноценной частью культуры всемирной.
Мероприятия, проводимые в эти дни, помогают воссоздать атмосферу зарождения славянской письменности, преемственность традиций и новаторства русской литературы. Поэтому традиционно в эти дни мы говорим о нашей русской культуре. Торжества представляют собой значимое явление в духовной и культурной жизни всего славянского мира. Они длятся несколько дней, а их кульминация приходится на 24 мая.

В 1892 году учитель из Русе Стоян Михайловский написал текст общешкольного гимна, названного «Гимн святых Кирилла и Мефодия». Гимн состоял из 14 строф, из которых обычно исполняют первые шесть. Болгары знают его по первой строке «Върви, народе възродени!» («Вперед, народ возрожденный!»). В 1900 году композитор Панайот Пипков (1871—1942), в то время учитель в Ловече, написал музыку к гимну.

Михайловский Стоян (1856 - 1927) - болгарский писатель-сатирик. На формирование его личности большое влияние оказала семья. В доме деда, где он провел детство, функционировала городская читальня. Отец, Никола Михайловский, выпускник Московского университета, стал видным представителем народно-просветительского движения в Болгарии. Стоян Михайловский обучался в Цареградском (Константинопольском) лицее, который оставил в 1872 г., чтобы вернуться на родину и влиться в народническое движение болгарской интеллигенции. Несколько лет учительствовал. За выступления против греческого духовенства и турецкой власти он был арестован и лишен учительской практики. С 1875 г. писатель жил во Франции, где изучал юриспруденцию. В русско-турецкую войну 1877-1878 гг. опять вернулся на родину и после освобождения страны от турецкого ига работал в качестве судьи и адвоката. Через несколько лет он завершил юридическое образование во Франции. Писательскую деятельность Стоян Михайловский начал после своего третьего возвращения на родину, совмещая ее со службой по профессии. В первой поэме «Suspiria de profundis» («Вздохи из бездны», 1884) остро выразилось его недовольство окружающим миром, и обозначились истоки остросатирического, язвительного отношения к общественным порокам. За критику теперь уже болгарской власти, проводившей в конце 1880-х гг. антироссийскую политику, и открытое выражение симпатий русскому народу писатель вновь подвергся преследованиям, был вынужден несколько раз оставлять службу и менять место жительства. Жизненные невзгоды усилили остроту сатиры обличительно-философских поэм, басен и эпиграмм (поэтические сборники «Novissima verba» - «Самые новые слова», 1889; «Железные струны», 1890; «Философские и сатирические сонеты», 1895). Одно из самых значимых произведений Стояна Михайловского – «Книга о болгарском народе» (1897), в преамбуле к которой автор написал: «Всем страдальцам, всем униженным, ложнообвиненным и угнетенным посвящаю этот поэтический сборник, в котором им показываю, какими средствами пользуются тираны, дабы увековечить власть свою!» В поэме, написанной нерифмованным пятистопным ямбом, повествование ведется от лица умирающего турецкого визиря. Он обучает своего преемника способам удержания власти, в числе которых – ложь, подкуп, шпионаж, разжигание шовинизма. При этом очевидно, что речь идет о внутриполитической ситуации в Болгарии. Вместе с тем, его перу принадлежат и глубоко проникновенные патриотические произведения. «Гимн Кириллу и Мефодию» (1892) стал впоследствии гимном всех учебных заведений страны. Успешной была работа автора и в других жанрах (сборник рассказов «Восточные легенды», 1904; комедии, очерки, фельетоны). В последние годы жизни писатель уединился и сотрудничал только с «Церковным вестником», в котором публиковал работы философско-религиозного содержания. Его предсмертное желание – быть похороненным рядом с патриархом болгарской литературы Иваном Вазовым – выполнено не было.
Традиция широкого празднования Дня славянской письменности и культуры уже давно и прочно укоренилась в нашем обществе. Великий дар, оставленный нам святыми и равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием, определил духовное, историческое единство славянских народов. Славянская азбука легла в основу национальных языков, открыла путь к просвещению, укреплению взаимопонимания между людьми.
Мы с особым вниманием обращаемся к истокам отечественной словесности. Говорим о бережном отношении к родному языку, о его возможностях выступать средством международного общения, основой диалога культур и цивилизаций.


Огромная роль в расширении границ этого праздника, в формировании массового интереса к духовному наследию славянских народов принадлежит библиотекам. Своей деятельностью библиотеки должны стремиться к тому, чтобы День славянской письменности согрел сердце каждого россиянина, заставил ещё раз вспомнить о том, что роднит славянские народы и испытать гордость за достижения великой славянской литературы, в том числе литературы русской. Праздник письменности и культуры должен стать праздником любимым и всенародным.

Последние новости

Итоги работы налоговых органов Воронежской области за 2024 год

Обсуждение результатов и задач до конца года.

Обрушение фасада в Воронеже привело к пострадавшему

Прокуратура начала проверку после инцидента на Плехановской улице.

Конфликт в стране: взгляд президента на ситуацию

Президент делится своим мнением о текущем конфликте и его последствиях.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Раменском

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *