Воронежский Сусанин и тайный агент в тылу: какие подвиги совершали при освобождении Воронежа от фашистов
уличные бои в Воронеже/автор фото: Аркадий Шайхет Во время сражения за Воронеж около 50 человек были удостоены звания Героя Советского Союза, многие награждены орденами и медалями.
Во время сражения за Воронеж около 50 человек были удостоены звания Героя Советского Союза, многие награждены орденами и медалями. Подвиги, которые совершали советские люди на воронежской земле, были разными, и не все достойные успели получить заслуженное признание. Накануне Дня освобождения Воронежа TV Губерния вспоминает нескольких из них.
Фото: wikella.ru
Воронежский Сусанин
Пожилой колхозник Яков Евсеич Доровских не принимал военную присягу и не служил в Красной Армии. Но нашёл в себе мужество рискнуть жизнью, чтобы погубить оккупантов.
В январе 1943 года через село Вязноватовка отступал из Воронежа полк дальнобойной артиллерии. В доме Якова Доровских остановился командир полка. Немцы выбирали безопасный маршрут на станцию Нижнедевицк и опасались, что шоссе может быть перерезано наступающими советскими войсками. Яков Евсеич выучил немецкий язык в Первую мировую войну, когда попал в германский плен. Поэтому он понимал, что обсуждают в его избе фашисты и согласился за награду показать «безопасную» дорогу.
Колонна полка тронулась из села. Впереди прокладывал колею вездеход. Следом двигались тягачи с орудиями, машины со снарядами, людьми, снаряжением. Яков Доровских вёл полк в торфяное болото, которое местные жители называли «Поповский Особняк». Старик ехал с немцами в одной машине и наверное прощался с жизнью, но ему повезло. Начался налёт советской авиации, и в суматохе Яков Доровских сумел бежать.
Сохранился документ, в котором описан этот подвиг и его результат: «Неизвестный патриот Родины в селе Вязноватовка направил немецкий полк дальнобойных орудий по непроезжей дороге. В результате немцы бросили 18 орудий, из них две 205-миллиметровки, и около 30 автомашин».
26 подбитых танков в одном бою
В сражении за Воронеж был достигнут непревзойдённый за всю Великую Отечественную войну рекорд по числу подбитых вражеских танков. Описание этого боя содержится в наградном листе лейтенанта Зефирова.
Лейтенант Александр Зефиров (1915-1942 гг.) командовал взводом танков Т-34 в 181-й танковой бригаде. Под Воронежем он три раза водил подразделение в атаки, со своим экипажем уничтожил командирский танк, две автомашины с пехотой и дзот.
8 июля 1942 года лейтенант Зефиров получил задание доставить на своём танке боевое донесение. Выполняя этот приказ, танкисты попали в окружение. Ночью с 8 на 9 июля танк Зефирова ворвался в расположение немцев и вызвал панику. В этом бою удалось уничтожить 26 танков и до батальона пехоты.
Танкисты сложили песню о подвиге товарищей:
Нагоняя на немцев панический страх,
Нёс Зефиров фашистам расправу.
И прорвался к своим, чтобы в новых боях
Принести нам бессмертную славу
Командование представило Александра Зефирова к званию Героя Советского Союза, однако в итоге самого лейтенанта и его механика-водителя – старшего сержанта Филиппа Скуратова – наградили орденом Ленина. Однако получить ордена танкисты не успели. 25 июля 1942 года экипаж лейтенанта Зефирова погиб в бою.
Агент «Хорват»
Не все герои получают признание при жизни. Советская разведчица Ева Никитина была достойна высокой награды, но судьба распорядилась иначе.
Ева Павловна Никитина родилась в 1905 году. Окончила Воронежский университет и до 1942 года преподавала в нём немецкий язык. Когда в первых числах июля фашисты приблизились к Воронежу, Ева Никитина не покинула город. Она осталась, чтобы выполнить тайное задание НКВД. Разведчице дали агентурное имя «Хорват».
Преподавателю немецкого языка поручили в оккупированном Воронеже устроиться на службу к фашистам в качестве переводчика. Женщина должна была внедриться в разведывательные органы врага или в штаб их крупного соединения. Работая там, разведчица могла выявить немецких агентов, которых готовили к заброске через линию фронта, а также собрать сведения о предателях и пособниках фашистов. Добытую информацию надо было передавать через связного.
24 июля 1942 года Ева Никитина смогла завербоваться к карателям и приступила к выполнению задания. Она как переводчик присутствовала на допросах советских граждан, знала о мероприятиях, которые оккупанты готовили и проводили в Воронеже, выяснила имена некоторых изменников Родины. Всю эту ценную информацию разведчица передавала на Большую землю.
Когда каратели перебрались из Воронежа в Курск, вместе с ними вынуждена была уехать и переводчица. В Курске Ева Никитина дождалась прихода Красной Армии… И вскоре была арестована как немецкая прислужница, поскольку об агенте с псевдонимом «Хорват» курские чекисты не знали. К сожалению, ошибку исправить не удалось, и Ева Никитина умерла в курской тюрьме.
Фото: wikella.ru
20 суток в подбитом танке
Говорят, на миру и смерть красна. Гораздо тяжелее остаться верным своему долгу в одиночестве, когда ты знаешь, что свидетелей у твоего подвига не будет. Именно такое испытание выпало танкисту Фёдору Тарабану.
На рассвете 24 июля 1942 года танки КВ 180-й танковой бригады поддерживали атаку пехоты на рощу Фигурную у окраины Воронежа. Танки достигли первой траншеи немцев, но попали под обстрел противотанковых орудий. Машина, которую вёл Фёдор Тарабан, получила удар в правую гусеницу. Второй снаряд заклинил башню.
Экипаж выбрался из подбитого танк, но попал под обстрел. Механник-водитель покидал машину последним. Видя, как на его глазах упали под пулями товарищи, Фёдор решил остаться в своём КВ и переждать обстрел. Но когда стрельба стихла, танкист увидел поблизости немцев. Атака на рощу захлебнулась, и подбитый танк оказался в окружении врагов, которые принялись оборудовать позиции поблизости.
Фёдор задраил люки КВ и остался внутри танка. Заточение затянулось на 20 дней. В танке нашёлся хлеб, 4 рыбы и банка консервов. Воду танкист пил из радиатора. Днём железная машина раскалялась, а ночью сводило руки и ноги от холода.
Лишь 12 августа, когда части 107-й стрелковой дивизии снова ворвались в рощу, Фёдор выбрался из танка. Истощённого танкиста отправили в санчасть. После возвращения в строй Фёдор Тарабан прошёл с боями от Воронежа до Кракова. Уволился в запас в звании капитана.
Дмитрий КОЛЕСНИЧЕНКОПоследние новости
Суд в Воронежской области обязал пенсионера вернуть 700 тыс. рублей
Мужчина получал пенсии незаконно более шести лет.
Спортивные состязания по оказанию первой помощи завершились в Отрадном
Команды продемонстрировали свои навыки в области сердечно-легочной реанимации и медицинской сортировки.
Неожиданная беременность после 10 лет бесплодия
Жительница Бобровского района стала матерью после длительного лечения.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку