Почему рухнул Каменный мост, на ремонт которого было потрачено 27 миллионов? 

Почему в Воронеже рухнул Каменный мост,

Во время ливня на  улицу Орджоникидзе обвалилась площадка для  молодожёнов, которую в  2011 году обустроили на  месте пустыря

Почему в Воронеже рухнул Каменный мост, на ремонт которого потратили 27 миллионов

Во время ливня на улицу Орджоникидзе обвалилась площадка для молодожёнов, которую в 2011 году обустроили на месте пустыря и оврага. Во время реконструкции 2011 года никто, похоже, не задался вопросом, выдержат ли бетонные блоки подпорной стены дополнительную нагрузку, тем более в отсутствие ливнёвки.

45% месячной нормы осадков пролилось на Воронеж за пару часов 3 июня. Это не рекорд, но довольно редкое явление. В предыдущий раз столь интенсивный ливень синоптики фиксировали 16 июня 2021 года. И тот, и другой ливни ещё раз доказали верность поговорки «Где тонко, там и рвётся».

В 2021 году утонул в грязи парк «Динамо». Напомним, как доказала тогда «МОЁ!», причина в том, что в огромном районе новостроек на улице Шишкова вместо строительства нормальной ливневой канализации с насосными станциями предусмотрели канаву, которая ведёт прямиком в парк.

А 3 июня из-за потоков воды рухнула подпорная стена одного из главных символов Воронежа — Каменного моста. Бетонные блоки обвалились на проходящую под мостом улицу Орджоникидзе. Судя по видео, которое сняли воронежцы, из-за ливня в тот час желающих проехать по Орджоникидзе было немного. К огромному счастью! Иначе трагедии было бы не избежать.

Фото: из архива «МОЁ!»

Администрация Воронежа выпустила довольно много сообщений о том, как убирали обломки подпорной стены, и о том, какие работы планируется провести дальше. Причиной же обрушения стены назван сильный ливень.

Однако, если изучить историю этого уголка старого города, становится очевидно — дело в первую очередь не в ливне, а в бесхозяйственности. Во всём, во всём у нас надеются на авось... Попробуем доказать это наглядно, с помощью старинных и современных фото.

1) В допетровские времена именно нынешняя улица Карла Маркса была главным трактом, связывающим воронежскую крепость с Москвой. Район нынешнего Каменного моста получил в народе название Волчьей ямы — современная улица Орджоникидзе, по сути, была оврагом, который и пешеходы, и повозки преодолевали с трудом.

В 1826 году эту ситуацию решил исправить губернатор Николай Кривцов. Строительство моста и подпорных стен по проекту воронежского архитектора Николая Блицына заняло всего два месяца — август и сентябрь. Кладка моста кирпичная. В те годы этот материал называли камнем, поэтому мост и стал Каменным.

На фото начала XX века очень хорошо видно: правая подпорная стена всегда держала на себе проезжую часть и пешеходную зону, а вот за левой прятались склон и овраг. То есть нагрузка на неё была заметно меньше.

Судя по архивным фото, подпорная стена слева от дороги никогда не была рассчитана на то, чтобы  удерживать большой объем грунта. Фото: из архива краеведческого музея

2) В это сложно поверить, но ремонт Каменного моста и подпорных стен состоялся только спустя 160 лет — в 1985 — 1986 годах. Этот ремонт был приурочен к 400-летию Воронежа и был капитальным. Кирпичные подпорные стены, в частности, заменили стенами из бетонных блоков.

Но и на фото 1986 года отчётливо видно: за левой подпорной стеной был, конечно, не такой глубокий овраг, как раньше, но всё же низина.

Вот такой овраг был на месте площадки у Каменного моста до 2011 года. А потом его засыпали чем попало и упаковали в плитку. Итог — 3 июня. 

3) Перенесёмся в 2010 год. Именно в этом году областные и городские власти (губернатор Алексей Гордеев и мэр Сергей Колиух) решили выполнить в Воронеже большой косметический ремонт к 425-летию города в 2011 году. Конечно же, в планы ремонта попал и уголок у Каменного моста.

Самому мосту решили придать исторический облик, заменив металлическое ограждение кирпичной кладкой. А чтобы молодожёнам было куда вешать замочки на счастье, для них запланировали обустроить специальную площадку у дома 48 по улице Карла Маркса — как раз на месте того оврага, о котором мы писали выше.

И здесь открылся интересный факт. Оказалось, что во времена то ли Александра Цапина, то ли Александра Ковалёва мэрия Воронежа умудрилась сдать этот участок в аренду на 50 лет с правом выкупа некой фирме. Фирма возвела в овраге фундамент какого-то невразумительного сооружения (возможно, кафе) да и забросила. Причём забросила довольно давно, так как недострой покрылся густой и живописной растительностью.

4) В итоге в 2011 году мэрия сумела расторгнуть договор аренды и приступила к строительству площадки. Фундамент кафе не разобрали, а засыпали строительным мусором и песком вровень с уровнем подпорной стены (это вскрылось во время ЧП 3 июня). Подпорную стену же капитально не ремонтировали — её лишь дополнительно покрыли стилизованной под кирпичную кладку штукатуркой.

Ремонт в 2011 году обошёлся почти в 27 миллионов рублей и, как оказалось, был сделан на авось. Фото: "РИА Новости"

5) Такой похожий на винегрет насыпной грунт не нарушение, его используют при строительстве довольно часто. Однако многое зависит от того, в каком месте ведётся строительство.

Давайте посмотрим на стоп-кадр из видео, которое сняли воронежцы сразу после обрушения подпорной стены. На записи видно, что на расположенной в низине площадке для молодожёнов скопились сотни литров воды. Между тем ливнеприёмника на площадке нет.

Скриншот из видео

Площадка вымощена плиткой. Плитка в отличие от асфальта прекрасно пропускает воду. Поэтому у воды был единственный путь — в грунт. Напитавшийся водой строительный мусор, конечно же, стал тяжелее.

А теперь возвращаемся к пункту 2. Были ли бетонные блоки 1986 года рассчитаны на огромную дополнительную нагрузку в виде строительного мусора и воды? Вряд ли. Ведь тогда ни о какой площадке для молодожёнов и речи не шло.

Итак, площадку смыло спустя 12 лет после открытия. С самим Каменным мостом, которому через три года исполнится 200 лет, во время ливня ничего не случилось. Наглядный пример разницы в качестве работ в XIX веке и в веке XXI.

Сейчас городские власти планируют максимально оперативно провести инструментальное обследование всех подпорных стен и самого моста, а также инженерно-геодезические изыскания состояния грунтов. После этого планируется приступить к восстановительным работам. Будем надеяться, что их выполнят качественнее, чем ремонт 2011 года.

КСТАТИ Мэр Воронежа рассказал, почему ливнёвка не справляется с ливнями

Работа ливневой канализации стала одной из тем встречи главы Воронежа Вадима Кстенина со студентами ВГУ в рамках проекта «ГосСтарт.Диалог». Встреча состоялась 23 мая нынешнего года.

— Та ливневая канализация, которая в советские времена была построена, когда город восстанавливался после войны, не была рассчитана на то, что у нас город к сегодняшнему моменту будет настолько в бетоне, асфальте и плитке, — пояснил Вадим Кстенин. — Площадь водосбора раньше была значительно ниже.

По словам мэра, хотя система в рабочем состоянии, во время проливных дождей собрать и пропустить воду она может не сразу, а примерно за полчаса-час. Масштабной перекладкой ливневой канализации город, по словам Вадима Кстенина, не занимается, так как самостоятельно Воронеж финансово такие работы не потянет. А ни в одной из федеральных программ ремонт ливнёвок не предусмотрен.

Автор:

Роман ПРЫТКОВ

Фото:

читатель «МОЁ!»

Последние новости

Прием граждан по вопросам экологии в Воронеже

Обсуждение актуальных проблем экологии и обращения граждан.

Принятие районного бюджета в Новохоперске

Важные вопросы были обсуждены на сессии Совета народных депутатов.

Личный прием граждан в Воронежской области

Министр имущественных и земельных отношений ответила на вопросы жителей региона.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Бузулуке, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *