Мэрия Воронежа передала в облправительство документы о повышении стоимости проезда
Мэрия Воронежа передала в облправительство документы о повышении стоимости проезда Содер
Многое говорит о том, что впервые за долгое время при увеличении цены поездки качество автобусов и график их работы не улучшатся
Мэрия Воронежа передала в облправительство документы о повышении стоимости проезда Содержание Мэрия Воронежа передала в облправительство документы о повышении стоимости проезда «Либо мы останемся совсем без транспорта, либо повышаем тариф» «Сегодня ни один перевозчик не выполняет условия, которые поставила администрация» Повышение стоимости проезда ничего не изменит Есть ли выход?Положа руку на сердце, можно признать — в минувшие десять лет качество пассажирских перевозок в Воронеже постоянно улучшалось. На муниципальные магистральные маршруты и на маршруты частных перевозчиков за два минувших года вышли 200 новых автобусов большого класса, что когда-то казалось фантастикой. С маршрутов ушли развалившиеся «сараи», на смену допотопным «ГАЗелям» пришли вполне себе современные и даже низкопольные микроавтобусы. Все уже привыкли, что маршрутки ездят по городу чистыми, а не в наростах грязи. Конечно, оставались и проблемы — например, связь отдалённых районов с центром города.
Сейчас, похоже, наступает такое время, что проблемы в работе транспорта будут только нарастать, а улучшений даже после грядущего повышения стоимости проезда не будет. Такой вывод мы сделали, выслушав позицию и перевозчиков, и мэрии. Впервые за долгое время после повышения стоимости проезда никто не обещает никаких улучшений.
Мэрия Воронежа передала в облправительство документы о повышении стоимости проезда Максим ЗАХАРОВТак как пассажиров в первую очередь интересует цена поездки, начнём с неё. Администрация Воронежа официально запустила процесс повышения стоимости проезда — мэрия передала в департамент госрегулирования тарифов правительства области свои расчёты. Об этом в интервью «МОЁ!» рассказал заместитель руководителя управления транспорта Максим Захаров.
Как оказалось, до этого документы в регулирующий орган подавали сами перевозчики. Но так как с каждым годом федеральных требований к расчёту тарифа всё больше, документов перевозчиков департаменту тарифов не хватило. И мэрия решила рассчитать новую стоимость проезда сама — руководствуясь нормативами Минтранса. Теперь у департамента тарифов есть 60 дней на оценку расчётов мэрии и принятие решения. Теоретически, конечно, департамент может и отказать. Но, по нашей неофициальной информации, политическое решение о повышении тарифа принято и вскоре его озвучат.
Какой будет новая стоимость проезда? Максим Захаров рассказал, что точно меньше 30 рублей за поездку. В кулуарах чаще всего говорят о 28 рублях (при безналичной оплате проезда). В последний раз, напомним, стоимость проезда повышалась в октябре 2019 года. До этого она составляла 17 рублей. А затем в Воронеже появился дифференцированный тариф — 21 рубль при безналичной оплате и 23 рубля при оплате наличными. Таким образом, сейчас стоимость проезда может вырасти на 33%.
«Либо мы останемся совсем без транспорта, либо повышаем тариф»По данным Росстата, официальный уровень инфляции в России с октября 2019 года по сентябрь 2022-го составил порядка 28%. Однако уровень «транспортной» инфляции, по словам Максима Захарова, в нынешнем году зашкаливает.
— Автобусы малого класса в начале года стоили порядка 1,7 миллиона рублей, сейчас — более 4 миллионов, — перечисляет заместитель руководителя управления транспорта. — Автобусы среднего класса — около 4 миллионов, сейчас 6 — 7 миллионов. Автобусы большого класса — 9,5 — 10 миллионов, сейчас уже за 20 миллионов.
Дмитрий КРУТСКИХРовно такие же цифры в другой беседе привёл нам руководитель крупнейшей коммерческой компании-перевозчика Воронежа — «Автолайн» — Дмитрий Крутских. Мы их проверили, и, увы, да — такие новые ЛиАЗы, которые недавно приобрёл Воронеж, ни один из дилеров дешевле 20 миллионов рублей теперь действительно не продаёт.
Причина в том, что программа импортозамещения в производстве автобусов осталась только на словах. Невероятно, но факт: самый «российский» из всех автобусов большого класса — ЛиАЗ — содержит в себе лишь 30% российских деталей и комплектующих. Остальные 70% — импортные. Причём многие из них вовсе не китайские, как кто-то мог подумать, а европейские. Производители рассказали перевозчикам, что после отказа европейских транспортных компаний возить грузы в Россию они «проколупали дырки» в Европу через Турцию и Казахстан. Так что производство не остановилось, но сильно подорожало. Причём в ближайшее время отечественные автобусы, похоже, станут проще. «Автобусы в досанкционной комплектации. Такой комплектации больше не будет!» — «радует» клиентов один из дилеров ЛиАЗа.
Страшно то, что в обозримом будущем это непоправимо. Для выпуска всех необходимых деталей нужно строить целые предприятия или как минимум производственные линии.
Вероятно, именно поэтому обычно довольно оптимистичный Максим Захаров на сей раз в беседе с нами констатировал: «Либо мы остаёмся совсем без транспорта, либо повышаем тариф». Чуть дальше мы с ним всё же немного поспорим…
Если воронежский автопарк и будет пополняться новыми автобусами, то не такими темпами, как в последние годы. Фото: Филонов Игорь «Сегодня ни один перевозчик не выполняет условия, которые поставила администрация»А это уже новость от Дмитрия Крутских. И также дословная цитата. Речь идёт вот о чём. В июне минувшего года мэрия продолжила анонсированную ранее транспортную реформу: провела новые конкурсы на право работать на маршрутах и ввела в Воронеже выделенные полосы. Новые договоры с перевозчиками включают в себя новые требования: по обновлению подвижного состава, по соблюдению расписания и другие.
Во-первых, для перевозчиков продолжило действовать установленное Гордумой правило: возраст выходящих на линии автобусов малого класса не должен превышать 7 лет, среднего класса — 9 лет, большого класса — 20 лет.
Во-вторых, в контракты заложено требование отказаться от цельнометаллических микроавтобусов (это в основном «ГАЗели», «Форды» и «Пежо»). Перевозчики должны были заменить их как минимум на автобусы типа «ГАЗель NEXT».
В-третьих — и это самое неожиданное, — по условиям договоров к концу 2024 года все автобусы в Воронеже должны быть приспособлены для перевозки маломобильных людей (инвалидов, пожилых). Для этого они должны иметь хотя бы одну низкопольную площадку. С 2019 по 2021 год доля низкопольных автобусов в Воронеже выросла с 9 до 28%. То есть в ближайшие годы, чтобы выполнить требования городских властей, перевозчики должны обновлять как минимум по 20% подвижного состава.
Заместитель руководителя управления транспорта признал: с февраля обновление подвижного состава практически прекращено. Требования к возрасту автобусов ещё удаётся соблюдать, остальные нет. Дмитрий Крутских же дал понять, что автобусы, возможно, будут подходящего возраста, но не того качества, к которому уже привыкли воронежцы. По его словам, он долго шёл к тому, чтобы его предприятие имело собственный подвижной состав, а сейчас начинает распродавать все автобусы, которые купил ранее.
— Я не считаю целесообразным заниматься пассажирскими перевозками в прежнем виде, — говорит Дмитрий Крутских. — Мы не прекратим перевозки по тем маршрутам, которые получили по конкурсу. Но доля нашего собственного транспорта будет постоянно уменьшаться, а доля наёмного — то есть того, который мы арендуем у владельцев, — будет расти. По сути, будем вновь становиться «продавцами воздуха».
И ещё одна новость. Возможно, вы помните, что летом минувшего года администрация Воронежа обещала штрафовать перевозчиков за несоблюдение графика движения. В первую очередь это касалось вечерних рейсов, которые водители зачастую не выполняли под предлогом поломок, а на самом деле потому, что такие рейсы не приносят прибыли. Как оказалось, до февраля 2022 года с помощью штрафа в тысячу рублей за каждый невыполненный рейс работу транспорта в вечернее время как-то удавалось регулировать. С марта же вступил в силу мораторий на проверки и на штрафы. Как рассказал Максим Захаров, городские власти не перестали отслеживать с помощью системы ГЛОНАСС, как выполняются рейсы и по-прежнему принимают жалобы от горожан. Однако в арсенале средств воздействия на перевозчиков остались в основном профилактические беседы.
Повышение стоимости проезда ничего не изменитИ самая плохая новость. Впервые за долгое время увеличение стоимости проезда не повлечёт за собой положительных изменений в работе транспорта.
Напомним, при увеличении тарифа в 2019 году в него заложили так называемую «инвестиционную составляющую» — 2 рубля с каждой поездки перевозчик был обязан откладывать именно на приобретение новых автобусов. В последние полгода эти 2 рубля перевозчики направляют на собственные нужды.
А в новом тарифе, как рассказал Максим Захаров, инвестиционная составляющая не предусмотрена. Дмитрий Крутских пояснил: за 28 рублей перевозчики будут готовы остаться на рынке (причём в основном с привлечёнными автобусами) и не будут покупать новые автобусы, вкладывать деньги в развитие перевозчики готовы только при тарифе в 35 рублей за поездку.
Правда, Максим Захаров всё же отметил, что в новом тарифе «частично учли амортизацию подвижного состава». Возможно, на эти средства всё же удастся что-то купить.
Есть ли выход?Вспомнит ли в этой ситуации кто-нибудь про нас, пассажиров общественного транспорта? У большинства из нас доходы в минувшие полгода не выросли, а с учётом инфляции уменьшились. И так, вероятно, будет и дальше.
Ответ чиновников о том, что так живёт вся Россия, имеет право на существование. Если говорить про общественный транспорт, то в Ростове-на-Дону стоимость проезда при оплате картой уже составляет 29 рублей, в Волгограде 28 рублей, в Саратове 25 рублей. При сопоставимом уровне заработных плат.
Но ведь задача органов власти состоит не только в том, чтобы в тучные времена тратить бюджетные деньги. Но и в том, чтобы в плохие времена находить выходы из сложных ситуаций. Один из таких выходов — субсидирование перевозок или субсидирование обновления подвижного состава.
Пока идею доплат из бюджета за перевозки ни мэрия, ни облправительство всерьёз не рассматривали. В бюджете Воронежа на следующий год расходы на транспорт, скорее всего, или вновь не заложат, или они будут минимальными. «У города нет полномочий на субсидирование межтарифной разницы», — сообщил Максим Захаров. Правда, добавил, что эти полномочия городским властям может делегировать областное правительство. Вместе с деньгами…
Намёк весьма прозрачен. И понятно, что всё упирается именно в деньги. По предварительным подсчётам управления транспорта, чтобы сохранить тариф на уровне 21 рубля и как-то обновлять парк автобусов, перевозчикам необходимо будет ежегодно доплачивать из бюджета 3 миллиарда рублей. Соответственно, при тарифе в 28 рублей потребуется доплата примерно в 1,5 миллиарда рублей.
Фото: Филонов ИгорьВозможно, что-то перевозчики всё же и получат. Процитируем одно из последних сообщений областной Думы:
«Свыше 1 млрд 436 млн рублей заложено на обновление парка пассажирского автотранспорта в регионе (641,4 млн рублей — федеральный грант за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти и 795 млн рублей собственных средств бюджета региона). Финансирование распределят на закупку автобусов для предприятий, осуществляющих как городские, так и пригородные, а также междугородние перевозки. В том числе для нового маршрута Воронеж — Луганск».
По последним данным департамента финансов облправительства, доходы бюджета области с учётом безвозмездных перечислений из федерального бюджета должны составить порядка 180 миллиардов рублей. На этом фоне субсидирование пассажирских перевозок вовсе не кажется неразрешимой проблемой.
Автор:
Роман ПРЫТКОВ
Фото:Игорь ФИЛОНОВ
Последние новости
Современные подходы в лечении нарушений ритма сердца
Мастер-класс для фельдшеров скорой помощи прошел в Семилуках
День здоровья многодетной семьи в Воронеже
Акция направлена на укрепление здоровья семей и профилактику заболеваний.
Единая Россия подтверждает лидерство на выборах
Партия представила предварительные итоги выборов и успехи в регионах.
Гофрокартон в индустрии упаковки: преимущества и недостатки
Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров