Как в Воронеже восстанавливают Дом Гардениных

Автор фото: Виталий ГАРКУША Сохранение архитектурных памятников – дело столь же полезное, сколь и непростое.

Автор фото: Виталий ГАРКУША

Сохранение архитектурных памятников – дело столь же полезное, сколь и непростое. Как правило, чем ценнее само здание, тем дороже оказывается его реставрация. Один из значимых исторических брендов Воронежа – Дом Гардениных. Краевед Павел Попов рассказал TV Губернии, в чём уникальность этого здания и с учётом каких особенностей идёт его восстановление.

Памятник воронежской старины

Дом Гардениных (переулок Фабричный, 12) был сооружён в конце 1760-х – начале 1770-х годов. Строительство шло в два этапа с небольшим промежутком. После возведения здания его сразу же, ещё не полностью отделав, продолжили достраивать и расширять. Дело в том, что усадьба принадлежала не одному хозяину, а двум. Её собственниками были купцы Яков Потапович и Иван Потапович Гарденины. Занимались они производством сукна. Вскоре после возведения усадьбы, в 70-х годах XVIII века, сын Якова Гарденина Иван построил неподалёку суконный цех. Это здание также сохранилось, но о его первоначальном назначении уже ничто не напоминает. Бывшая мануфактура известна воронежцам как музей «Арсенал».

В начале XIX века в здании была больница Приказа общественного призрения, позже богадельня Губернского земства. Таким образом, Дом Гардениных–это ещё и памятник истории благотворительного движения.

В ХХ веке бывшая усадьба купцов превратилась в многоквартирный жилой дом. Но в начале нашего века некогда роскошное жильё признали аварийным. Жильцов расселили. Сегодня здание реставрируют, а после завершения работ в нём откроют музей.

Дом Гардениных по праву может считаться одним из наиболее ценных воронежских памятников. Это один из старейших домов города, хотя и не самый старый. Старше него Дом Тулиновых – Вигеля на улице Вайцеховского, построенный в первой половине XVIII века. В оба комплекса зданий входят не только жилые дома, но и производственные помещения суконных фабрик.

Гарденинский историко-архитектурный комплекс наряду с Тулиновской усадьбой – значимые исторические бренды Воронежа. На Доме Гардениных сохранился ценный декор XVIII века в стиле барокко.

Утраты и находки

За всю свою долгую историю Дом Гардениных впервые удостоился научной реставрации. После Великой Отечественной войны здание восстанавливали под наблюдением архитектора Германа Здебчинского. Но тогда был лишь ремонт без составления чертежей, и, как не старался известный архитектор, многого сделать он не мог.

Проект реставрации Дома Гардениных разработала компания «Зодчие Черноземья» во главе с архитектором Еленой Андреевой. Эта же фирма осуществляет и авторский надзор. За работами наблюдает также опытный столичный архитектор-реставратор Валентина Федотова, уже известная воронежцам по реставрации Дворцового комплекса в Рамони, усадеб в Новоживотинном и в пансионате «Репное».

В Доме Гардениных уже выполнены демонтажные работы кровли и внутри здания, работы по усилению стен, устройству стропильной системы. Практически завершены работы по восстановлению кирпичной кладки оконных проёмов и цокольной части здания.

Реставрация отличается от ремонта, прежде всего, стремлением сохранить как можно больше подлинных элементов здания. Но даже при бережном отношении к памятнику при работе возникают некоторые спорные моменты. Они вызваны тем, что мы не полностью знаем первоначальный облик дома, не располагаем соответствующими изобразительными источниками. Дом с момента постройки и до XX века не претерпел никаких значительных перестроек, были только утраты и искажения во время ремонтов, начиная ещё с дореволюционного времени. Так, были искажены очертания оконных проёмов и дворовых фронтонов, не полностью сохранились наличники окон.

Во время послевоенного ремонта здания пришлось заменить знаменитые сандрики–карнизы с лепными изображениями морских раковин. Хотя новодел почти точно воспроизводил старую лепнину, но эта лепнина была неудачно размещена, ибо со временем одни оконные проёмы оказались выше, другие ниже. Теперь проёмы и наличники, включая ценные художественные элементы, должны воссоздать гораздо точней.

Во время работ памятник открывает некоторые тайны, которые он скрывал под поздними наслоениями. Обнаружилась полость в фасадной стене, а в ней реставраторы увидели лестницу, ведущую на чердак. Тут и там под поздней штукатуркой «голубцы» на рёбрах откосов оконных проёмов (впадины в кирпичной кладке, они усиливали штукатурку). Хотя печи уже совсем не те, что при купцах Гардениных, но печные каналы и сейчас прекрасно видны. Жаль, если все они будут опять замурованы. Хочется, чтобы побольше раритетов было оставлено в качестве элементов музеефикации, когда в здании устроят музей, посвящённый Петру I.

Напомним, что во время реставрационных работ в Доме Гардениных обнаружили уникальные фрагменты печных изразцов XVIII столетия. Сейчас с артефактами работают специалисты, позже они пополнят экспозицию Воронежского областного краеведческого музея.

Дмитрий КОЛЕСНИЧЕНКО

Последние новости

Новые инициативы по улучшению качества воздуха в Москве

Городские власти объявили о планах по снижению загрязнения воздуха.

Изменения в жизни горожан: что ожидать в ближайшие месяцы

Грядущие реформы окажут значительное влияние на социальные и экономические аспекты жизни.

Мэр Воронежа обсудил важные вопросы с Общественной палатой города

Сергей Петрин рассказал о планах по улучшению городской инфраструктуры и поддержки многодетных семей.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Нефтеюганске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *