Теперь там многоэтажки: либеральные реформы убили завод ВРТТЗ в Воронеже

В начале 90-х годов предприятие де-факто приговорил к смерти скандальный экс-чиновник Букреев.

В начале 90-х годов предприятие де-факто приговорил к смерти скандальный экс-чиновник Букреев.

«Блокнот Воронеж» продолжает рассказывать читателям про уничтоженные предприятия в столице Черноземья. Когда-то они давали рабочие места, приносили реальную пользу и городу, и региону, и стране. Однако затем предприятия были пущены под нож сторонниками либеральных мер в экономике. Сейчас, когда на Россию обрушился мощнейший поток санкций, многие едва ли не кусают локти по отечественным заводам и фабрикам, которые пустили с молотка с «лихие 90-е» и «тучные нулевые».

Теперь на месте этих предприятий красуются торговые центры и офисные помещения (как в случае НПО «Энергия»), жилые комплексы (как в случае с заводом имени Ленина). Кстати, в основном территории уничтоженных предприятий заполнило затем жилищное строительство. Еще одним примером в этом плане может служить история с Воронежским ремонтным трамвайно-троллейбусном заводом (ВРТТЗ), что располагался ранее на улице Новгородской.

Предприятие открывалось в 1974 году. В те времена, напомним, столицу Черноземья окутывала густая сеть электротранспорта. То есть, потребность в ремонте как трамваев, так и троллейбусов у города была большая. Так в Воронеже и появился ВРТТЗ. Его основной деятельностью была починка трамваев. Что касается троллейбусов, то их ремонт был уже вспомогательным занятием. Тем не менее, предприятие справлялось со всеми возложенными на него функциями.

Так длилось долгие годы существования СССР. Однако, когда Союз распался, а Россия перешла на рыночные рельсы, на ВРТТЗ начались трудности. Завод сменил форму собственности, как бы на «народную». В результате нее 41% достался всем сотрудникам предприятия, а еще 50% + 1 акция были коллективными. В администрации считали, что такой подход наиболее правильным, ведь американские экономисты 90-х годов предрекали к 2000 году 25-процентное «народизацию» всех предприятий планеты.


Однако смена собственности привела ВРТТЗ к тому, что рабочие стали получать всего по 600 рублей в квартал. Когда завод был государственным, то такая сумма давалась сотрудникам в качестве 13-й зарплаты. Кроме того, на счете предприятия образовался ноль. Чувство собственности у рабочих ВРТТЗ отсутствовало полностью. Зато образовалось бесчисленное количество телеграмм от поставщиков сырья. Им завод должен был 20 млн рублей.

- Правда, и «народникам» должны столько же, но этот должок своеобразный, потому что должники-потребители – госбюджетники трамвайно-троллейбусные управления городов СНГ. В конечном итоге главный должник народного завода – государство. А поди-ка стряси с него денежки! Это тоже характерная болезнь многих производств, равно как и «банкофобия». Заводские денежки, перечисленные потребителями, гуляют на банковских неведомых дорожках бесконечно долго, а поставщики сырья «народников» штрафуют, грозятся даже разорвать контракты, - писал журналист Максим Переславцев в газете «Воронежский курьер».


Из-за сложной ситуации на заводе рабочие перестали ходить в столовую. Для них это было в 90-е годы дорогим удовольствием. В перерывах сотрудники ВРТТЗ занимались тем, что только лишь играли в домино. По предприятию прокатилась волна сокращений. Лишними оказались экономисты-плановики, технологи, инженерно-технические работники. Если при распределении доли собственности учитывался стаж работы на заводе, то при увольнении он не играл никакой роли. От сокращений даже не спасало звание «кадрового сотрудника».

Автором проекта о «народизации» ВРТТЗ, как отмечалось в материале, был преподаватель Воронежского политехнического института Анатолий Букреев. В 1991 году он говорил в одном из интервью, что конкретные результаты приватизации завода можно будет увидеть через 12 месяцев. Как видим, проект господина Букреева привел предприятие только к самым печальным результатам. В 2007 году ВРТТЗ закрылся за долги, а уже через 8 лет были проведены слушания по застройке земель, на которых стоял завод.

Теперь там стоят многоэтажки.


Подготовил Илья Ершов

Последние новости

Сотрудники министерства строительства Воронежской области и подведомственных ему учреждений в очередной раз сдали донорскую кровь

19 июня сотрудники министерства строительства Воронежской области и подведомственных ему учреждений КП ВО «Единая дирекция», ГАУ ВО «Центр госэкспертизы» и АО «АЖИК» в очередной раз сдали донорскую кровь.

В преддверии Дня образования Семилукского районного суда Воронежской области

15 июня 2024 года сотрудники Семилукского районного суда Воронежской области посетили Дворец Ольденбургских в Рамони.

В Перми завершился V Международный форум по развитию и цифровой трансформации городов «Умный город - строим вместе»

С 13 по 15 июня в Перми состоялся V Международный форум по развитию и цифровой трансформации городов «Умный город»,

Card image

Сравнение гофрокартона с другими материалами упаковки по целому ряду параметров

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *