Эксперты объяснили, как остановить гонки маршрутчиков в Воронеже

Автор фото: Владимир Лавров В Воронеже проходит реформа общественного транспорта.

Автор фото: Владимир Лавров

В Воронеже проходит реформа общественного транспорта. Для комфортного перемещения по городу закупают новые автобусы, на оживлённых участках дорог появляются выделенные полосы. Но у горожан к работе городских маршруток по-прежнему остаётся масса претензий. Утром и вечером они подъезжают к остановкам, забитые под завязку, состояние салонов оставляет желать лучшего, а проезд по городу часто напоминает аттракцион для любителей экстрима. В последнее время всё чаще стали появляться новости о ЧП с маршрутками: они то горят, то становятся участниками серьёзных ДТП. «TV Губерния» выяснила, почему пассажиры городских автобусов вынуждены ежедневно рисковать жизнью и как решаются системные проблемы общественного транспорта в Воронеже.

– Никогда не знаешь, что тебя ждёт в маршрутках. Это постоянный экстрим! – возмущается воронежская студентка Светлана Клочкова. – Каждый день добираюсь до университета в битком набитом автобусе. Водители часто ездят неаккуратно, подрезают легковушки и соседние маршрутки и так резко тормозят, что приходится хвататься за других пассажиров, чтобы не упасть. Ко всем этому добавилась ещё одна беда. Я плачу за проезд карточкой. А в некоторых автобусах из терминалов перестали выходить чеки. Я этого не знала и в итоге на днях заплатила за проезд три раза подряд. При этом водитель ничего не объяснил, не извинился, а нахамил: «Чего выставилась на меня? Давай, быстро проходи в салон...».

В списке претензий к работе общественного транспорта –  ветхие и грязные салоны, грубость водителей и их бесконечные разговоры по телефону, несоблюдение расписания. Масла в огонь подливают и участившиеся в последнее время происшествия с участием маршруток. Так, 27 августа на улице Богдана Хмельницкого загорелся автобус №90 – к счастью, все пассажиры успели вовремя выбежать из салона. Причину возгорания выясняют, но известно, что маршрутка была выпущена на линию только два года назад. Через несколько дней у площади Ленина в столб врезался автобус №5а – пожилой водитель почувствовал себя плохо. В аварии пострадали две пассажирки. В начале сентября у остановки «Ул.Кольцовская» вдруг задымилась маршрутка №9кс — вышли из строя тормозные колодки. А 6 сентября водитель автобуса №70 стал виновником массового ДТП сразу с шестью легковушками. Травмы получили две пассажирки.

«Каждый летит за своей копейкой»

Воронежцы убеждены: езда на маршрутках всё больше становится похожа на игру в русскую рулетку. Да и сами водители городского транспорта это не отрицают. И во всех бедах винят нечеловеческие условия труда, с которыми им приходится ежедневно мириться.

Так, на днях в соцсетях был опубликован откровенный пост маршрутчика, больше похожий на крик отчаяния. Его автор - бывший водитель автобуса №1кв. Мужчина на условиях анонимности рассказал о буднях водителей маршруток, которым, признаться, не позавидуешь.

«В 4.00-4.30 вы встаёте по будильнику, ненавидя всех, – пишет воронежец. – Прибываешь на стоянку, забираешь документы на машину и заводишь эту чёртову колесницу смерти. Если тебе повезло, то спереди и сзади будут нормальные водители. А если нет, то останешься без зарплаты. Ведь есть водители, которые скидывают тебя с ключевых остановок, стоят там подолгу, собирая народ, а потом летят, как ошпаренные, чтобы обогнать тебя. Один раз на улице Некрасова у одного маршрутчика беременная женщина в автобусе упала во время его очередных гонок. Так он её высадил и полетел дальше... Ведь есть план, грубо говоря, пять тысяч рублей в день, плюс ты должен заправить автобус, ну а всё, что осталось, твоё. Отсюда и начинаются эти гонки. Каждый летит за своей копейкой. Проблему можно было бы решить, если бы платился чёткий оклад. Но это никому не нужно».

На работе и днём, и ночью

Слова мужчины подтверждает видео, которое недавно облетело все популярные паблики в соцсетях. В кадр попали водители сразу нескольких маршруток №108а, которые решили заночевать в салонах своих автобусов на конечной остановке. По словам местных жителей, такую картину они наблюдают с начала лета: одни укладываются спать прямо на сиденьях, другие затариваются кофе в круглосуточных ларьках и пьют его всю ночь. Таким нехитрым способом маршрутчики пытаются занять очередь (к 5 часам утра у остановки «Гормолзавод» скапливается по 25 автобусов), чтобы утром опередить коллег и первыми выйти на линию.

В транспортной компании «Автотранс», обслуживающей маршрут, комментировать скандальную ситуацию отказались. А в мэрии «Коммуне» сообщили, что по данному факту проводится проверка. И если выявятся нарушения, то компанию-перевозчика ждёт штраф. Также с руководством организации «была проведена дополнительная разъяснительная беседа». Видимо, даром она не прошла, ведь на следующий день ночлежки прекратились. Но проблемы общественного транспорта всё равно никуда не исчезли.

– Их никак не решить, пока водители вынуждены будут работать по 12 и даже по 14 часов в сутки, – уверен председатель Воронежского отделения Комитета по защите прав автомобилистов» Николай Киселёв. - В нынешней системе водитель маршрутки — это пчёлка-труженица, которая кормит всех, начиная от владельца автобуса и заканчивая руководителем транспортной компании. К слову, особых трудяг рублём не обижают. И в месяц водители могут заработать больше 50 тысяч рублей. Но ценой своих нервов, здоровья и рискуя жизнью других людей.

Выход есть. Но денег нет

В то же время в Воронеже уже несколько лет идёт реформа общественного транспорта. Как рассказали в мэрии, в ходе реформы ввели безналичную оплату проезда, убрали дублирующие маршруты, закупили по льготной цене 120 новых больших автобусов. Также в этом году в областном центре заработали выделенные полосы для маршруток протяжённостью 14,5 километра. В августе воронежские автобусы стали обзаводиться бортовыми номерами, а с сентября они появятся на всех автобусах. Делается это для того, чтобы транспортным компаниям было легче найти водителя-нарушителя, если поступит жалоба от пассажиров. В ближайших планах у городских чиновников – разместить камеры в салонах всех автобусов, а также переодеть водителей в специальную форму.

Вместе с тем в мэрии признают, что все эти меры не помогут избавиться от главной проблемы –  гонки маршрутчиков за пассажирами. В горадминистрации отметили, что сделать это можно только путём внедрения системы так называемых брутто-контрактов, когда услуги перевозчика оплачиваются из бюджета. При этом муниципалитет забирает выручку от оплаты проезда на общественном транспорте, а перевозчику отдаёт деньги только за пройденный маршрут, который обслуживается по графику. При такой схеме работы водителям автобусов больше не придётся гоняться за людьми –  ему лишь нужно будет выполнить установленный километраж, за который ему заплатит бюджет. Однако всё, как всегда, упирается в деньги. Брутто-контракты обойдутся мэрии в сотни миллионов рублей. А таких средств в городской казне, как вы догадываетесь, нет.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

«Между пассажирами и перевозчиками должен быть посредник»

По системе брутто-контрактов, по словам сопредседателя общественной организации «Город и транспорт» Юрия Новикова, работает общественный транспорт большинства западных стран. Прижилась она и в нескольких российских регионах –  пока таковых не больше десяти. А вот в остальных областях ситуация с общественным транспортом даже хуже, чем в Воронеже.

– В той же Астрахани, к примеру, люди только на «Газельках» ездят. У них нет больших современных автобусов, как у нас. Но нам нужно равняться на лучшее. Пока в Воронеже отсутствует элементарная транспортная инфраструктура. Парадокс в том, что новые автобусы у нас есть, а вот обслуживать их негде. Автопарки крайне устарели. В миллионном городе остались только две конечные остановки (на улице Морозова и у ТРЦ «Град»), где водители могут нормально сходить в туалет, отдохнуть и поесть по-человечески. Создать условия для нормальной работы маршрутчиков получится только тогда, когда городские власти станут посредниками между пассажирами и транспортными компаниями, возьмут на себя основные обязательства и станут оплачивать услуги перевозчика из местной казны.

СПРАВКА 

Сообщить о лихачестве водителей маршруток на дорогах, хамстве, несоблюдении расписания и других инцидентах можно Единому оператору городских пассажирских перевозок по телефону 260-51-23 или по электронной почте: [email protected]. При обращении нужно указать маршрут, госномер автобуса, время и место инцидента.


Сергей ДОРОХОВ Дорогие читатели! У вас есть интересное сообщение для редакции? Хотите поделиться новостью? Задать нам вопрос? Пишите нам по электронной почте: [email protected], присылайте сообщения в WhatsApp, Viber или Telegram на номер 8 (952) 543-17-02.

И не забудьте подписаться на нас в соцсетях: «ВКонтакте» , «Одноклассники» , Facebook , Instagram . Также наше сообщество есть в Telegram .

Последние новости

Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры в Воронеже

Городские власти представили планы по обновлению общественного транспорта и благоустройству парковых зон.

Смертельная авария в Воронежа: водитель врезался в газовую будку

В результате ДТП пострадали несколько автомобилей и деревья.

Card image

Как выбрать одноразовые станки для покупки?

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *