Родителям воронежских выпускников объяснили, почему при детях нельзя критиковать ЕГЭ
Родителям воронежских выпускников объяснили,
Как школьникам с пользой потратить последние недели перед экзаменами и чего категорически нельзя делать взрослым
Родителям воронежских выпускников объяснили, почему при детях нельзя критиковать ЕГЭУ воронежских одиннадцатиклассников и их родителей самым важным событием мая, безусловно, станет начало экзаменационной кампании. Первый ЕГЭ вся страна сдаёт 26 мая. Как справиться с волнением перед экзаменами? Правда ли, что испытания год от года становятся сложнее? И что делать родителям, если ребёнок ни в какую не хочет готовиться к ЕГЭ? Об этом и многом другом читателям «МОЁ!» рассказывают консультанты Центра родительской компетентности ВГПУ — кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии ВГПУ Ирина МАРКОВА и преподаватель русского языка Галина СТУКОЛОВА.
«Экзамен не может быть лёгким»— Как сильно меняются задания на экзаменах из года в год?
Галина СТУКОЛОВАГалина Стуколова (Г.С.): Безусловно, изменения есть. Но их нельзя назвать кардинальными. Например, в ЕГЭ по русскому языку, который старшеклассники будут сдавать в этом году, по сравнению с прошлым годом поменялось всего одно из 27 заданий. Я считаю, это несущественные нововведения и они никак не повлияют на результаты школьников. Бояться их точно не надо. Тем более что 11-классники уже с начала учебного года готовятся по видоизменённым материалам.
— Правда ли, что ЕГЭ по всем предметам год от года всё больше усложняются?
Г.С: Нет, не согласна. У экзамена нет цели, как выражаются студенты, завалить как можно больше выпускников. Но есть важный нюанс. С одной стороны, нужно понимать: экзамен не может быть лёгким. Ведь это проверка знаний и компетенций ученика — готов ли он заниматься дальше определённой предметной областью. Но с другой стороны, любой ЕГЭ ученику по силам, если он нормально учился в школе. Ведь все задания в нём соответствуют школьной программе.
— Я слышала, что за 2 — 3 месяца до старта ЕГЭ нужно закончить интенсивную подготовку к экзамену. А затем максимум время от времени повторять какие-то темы. Вы согласны с таким суждением?
Г.С.: Не согласна. Я считаю, что подготовка к экзамену должна проходить с начала и до конца в регулярном, рутинном режиме. То есть, допустим, раз — два в неделю, без чрезмерной нагрузки старшеклассник выполняет тесты. Это как тренировке в спортзале — они должны быть постоянными, чтобы мышцы привыкали и легко справлялись с нагрузкой. Так же и с нашей мозговой деятельностью. А если на два — три месяца вообще забросить подготовку, волнение всё равно никуда не денется, но к нему прибавится ещё и неуверенность: вдруг я что-то забыл?
Ирина МАРКОВАИрина Маркова (И.М.): Я думаю, выпускнику психологически проще пойти на экзамен, если он не прекращает подготовку. В этом случае ЕГЭ становится для него привычным сценарием, он ведь постоянно сдаёт пробные экзамены. И ещё важный момент: перед экзаменом нервное напряжение будет расти. И один из эффективных способов снизить его — не просто сидеть и со страхом ждать наступления дня икс, а совершать какие-то действия, которые помогут справиться с испытанием. Подготовка к ЕГЭ — это как раз и есть такая спасительная активность. Когда мозг переключается с эмоций на задачи, человеку становится легче.
«Обсудите все варианты, в том числе худшие»
— Как правильно вести себя родителям?
Г.С.: Многие мамы и папы совершают одну и ту же ошибку. Они при детях начинают агрессивно рассуждать о выпускных экзаменах, мол, «как же это ужасно», «когда же его отменят» и тому подобное. Запомните: нельзя при детях критиковать ЕГЭ! Ведь они копируют ваше поведение. И в результате относятся к экзаменам либо как к чему-то страшному, либо как к чему-то ненужному. Ни то ни другое не пойдёт им на пользу. А ещё получается перекладывание ответственности — если я не сдам экзамен, это не я плохо подготовился, а экзамен «ужасный». Задача родителей — объяснить школьнику, что ЕГЭ — это испытание, которых будет в жизни немало, и его нужно достойно пройти.
И.М.: Да, любые эмоциональные рассуждения родных про ЕГЭ перегружают нервную систему и мозг ребёнка деструктивной информацией. Старайтесь, наоборот, излучать спокойствие, попытайтесь отнестись к ситуации с юмором. Если вы чувствуете, что старшекласснику нужно поделиться переживаниями, — не отмахивайтесь, дайте ему выговориться. Приободрите его, напомните, сколько всего он сделал, чтобы успешно сдать экзамены: регулярно занимался, посещал факультативы, участвовал в олимпиадах, успешно сдал пробные испытания. Другой совет: обсудите с сыном или дочерью все возможные варианты, в том числе и самые худшие. Пусть он поймёт, что на ЕГЭ свет клином не сошёлся. В случае неудачи его можно сдать через год. Или выбрать вуз, где проходной балл ниже, чем тот, куда вы запланировали поступать.
— Как правильно распределить время для подготовки?
И.М.: Смотря какие у старшеклассника биоритмы. Если он встаёт рано, то лучше заниматься примерно с 8 до 10 — 11 утра, а потом с 16 до 18 — 19 часов. Между этими периодами обычно идёт спад активности, даже сонливость появляется. После десяти вечера информация обычно плохо усваивается, лучше пораньше лечь спать. Если подросток — сова, можно выбрать примерно такой же график, но сдвинуть его на час позже.
— Ночь и утро перед экзаменом. Пить валерьянку?
Г.С.: Если только родителям. Детям не надо! Главный совет: пусть всё проходит так, как обычно. Пусть выпускник ляжет спать в обычное время, утром встанет, позавтракает. Все эти привычные ритуалы помогут успокоиться.
И.М.: Никакие успокоительные, как и энергетики, в день экзамена не рекомендуются. И я хочу отметить, что умеренное волнение — это хорошая эмоция, нужная, не надо её подавлять. Доза адреналина поможет сконцентрироваться и успешно справиться со всеми тестами.
Когда начинать подготовку к ЕГЭ?— Результаты экзамена можно оспорить, подав апелляцию. Насколько эффективен этот шаг? Часто ли конфликтная комиссия решает вопрос в пользу выпускника?
Г.С.: Достаточно часто. Но надо понимать: положительное решение принимается только в том случае, если в оценке результата действительно есть ошибка. Например, произошёл технический сбой и система не распознала правильный ответ — иногда такое случается. При этом многие родители воспринимают апелляцию как способ добрать 2 — 3 недостающих балла, выбивая их из конфликтной комиссии. В итоге мамы и папы угрожают судами, ведут себя агрессивно. Но члены комиссии не обязаны просто так раздавать баллы, потому что у ребёнка срывается медаль или не хватает баллов для поступления в нужный вуз. Это не конфликтная комиссия виновата в ошибках ученика. Ещё что смущает: третейскими судьями в таких вопросах становятся репетиторы. Они даже прессе раздают комментарии о «продажных» членах комиссии, о том, как ученика «завалили». Надо понимать, что консультанты преследуют свои цели: ведь они получали деньги за то, чтобы ребёнок поступил! Но они не имеют специальных знаний, чтобы квалифицированно оценивать результат ЕГЭ. Поэтому у меня просьба прежде всего к родителям: если у вас есть сомнения в правильности оценки — пожалуйста, подавайте апелляцию. Но не надо превращать конфликтную комиссию в поле боя!
— Вопрос от родителей детей помладше. Когда начинать готовиться к ЕГЭ — в одиннадцатом классе или лучше уже в десятом?
Г.С.: Здесь всё зависит от способностей ребёнка, кто-то ведь улавливает информацию на лету, а кому-то нужно несколько раз её повторить. Но в любом случае, чтобы не перегружать мозг и не заниматься в авральном режиме, лучше начинать подготовку примерно со второго полугодия 10-го класса. Причём заниматься параллельно по всем выбранным предметам. Могу добавить, что на медленных скоростях мозг лучше усваивает информацию. И тогда не будет ощущения усталости и выгорания за несколько месяцев до экзамена. И можно позволить себе отдыхать — на каникулах, в выходные.
— Как родителям понять, нужен ли выпускнику репетитор или он справится сам?
Г.С.: Я могу сказать по опыту: экзамен по русскому языку можно спокойно сдать без репетитора и подготовиться самостоятельно. Думаю, что другие дисциплины тоже. Как родителям понять, сможет ли ребёнок заниматься сам? Во-первых, по результатам ОГЭ 9-го класса. Во-вторых, есть такое предложение: приобрести контрольно-измерительные материалы и попросить дочку или сына пройти эти тесты. И по результатам, по количеству ошибок делать выводы.
И.М.: Сейчас существует много вариантов помощи в подготовке. Это может быть индивидуальный консультант, групповые занятия в онлайн- и очном формате, материалы для самоподготовки с ключами проверки. Есть платные ресурсы, есть бесплатные. Что из этого выбрать? То, что подойдёт подростку. Обсудите это с учеником — чего он хочет? Например, кому-то репетитор нужен ещё и для лучшей самоорганизации. Можно попробовать такой вариант: дать сыну или дочке некоторое время для самоподготовки, а потом оценить результат и тогда уже решать, приглашать репетитора или нет. Ещё и поэтому подготовку к ЕГЭ нужно начинать заранее. Есть также пробные ЕГЭ, которые максимально приближены к условиям настоящего экзамена. Если есть возможность, я рекомендую попробовать.
— Что делать, если подросток отказывается готовиться к ЕГЭ, говорит, что хочет стать блогером, а не поступать в вуз?
Г.С.: Как ни странно, тут всё просто. Есть два пути. Первый — заставить его заниматься, отвести к репетитору, запугать, простимулировать. Будет ли от этого эффект? Пятьдесят на пятьдесят. Второй путь — оставить всё как есть. Старшеклассник — это уже почти взрослый человек. Он сделал выбор. У каждого в жизни свой путь. Он не обязан соответствовать вашим представлениям о том, как вести себя в этой жизни. Могу ещё посоветовать вот что: если вы видите, что школьник не тянет, не нужно переводить его в 10-й класс. Попробуйте подобрать ему колледж, где нет ЕГЭ, и он получит профессию. 10 — 11-й классы для высокомотивированных детей, которые сами хотят поступить в вуз и будут заниматься не из-под палки.
И.М.: Расскажу случай из практики. У меня есть знакомая, муж которой — очень успешный, обеспеченный человек. И он всю жизнь учится, у него в кабинете висит несколько дипломов об образовании, о повышении квалификации. Так вот, в этот кабинет уже не раз приводила детей знакомых, которые не желают учиться. И наглядно показывала — вот что должен делать человек, чтобы стать успешным. И такая экскурсия давала эффект.
СПРАВКА «Ё!»Где родителям получить консультативную помощь?
В Центре родительской компетентности ВГПУ работают педагоги, психологи, логопеды и многие другие специалисты разных направлений, которые готовы бесплатно оказать любую консультативную помощь родителям по вопросам воспитания, обучения, общения с детьми. Кроме того, в группе центра в «ВК» регулярно проводятся онлайн-лекции от экспертов на актуальные темы.
Контакты центра. Телефон 8-930-401-15-28. Электронная почта: [email protected] Адрес: г. Воронеж, улица Ленина, 86 (главный корпус ВГПУ). Аудитория 127. График работы: пн — пт с 9:00 до 14:00. Адрес группы во «ВКонтакте»: https://vk.com/club209860511
Автор:
Анна ЯСЫРЕВА
Фото:Михаил Сухинин
Последние новости
Опасность антибиотикорезистентности: что нас ждет в будущем?
Всемирная организация здравоохранения предупреждает о надвигающейся катастрофе.
Воронежская область сталкивается с вспышкой бешенства среди животных
Карантин введен в нескольких селах для предотвращения распространения болезни.
Мэр Воронежа обсудил важные вопросы с Общественной палатой города
Сергей Петрин дал ответы на актуальные темы, затрагивающие жизнь многодетных семей.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку