Фенология как основа экологического воспитания школьников
30 июня в посёлке городского типа Рамонь Воронежской области, в рамках проекта "Знание.Каникулы",
30 июня в посёлке городского типа Рамонь Воронежской области, в рамках проекта "Знание.Каникулы", перед участниками профильного естественно-географического и краеведческого лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ "Рамонский лицей" им.Е.М.Ольденбургской "Умные каникулы" выступил руководитель молодёжного клуба РГО «Степной ветер» Дмитрий Владимиров. Его лекция «Гражданская наука: фенологические наблюдения в экологическом образовании школьников» была ориентирована на школьников младших возрастов от 8 до 13 лет и посвящена объяснению современных тенденций в российской гражданской науке и её роли в сборе больших массивов научных знаний. На примере фенологической сети РГО Дмитрий показал, как любой ученик, не будучи профессиональным учёным, может принести пользу в изучении сложных процессов, происходящих в биосфере.
В ходе выступления учёный дал определение фенологии, привёл примеры её классификации, описал наиболее простые методы фенологических наблюдений.
«Фенология – наука, изучающая сезонные изменения в жизни природы и причины, определяющие эти изменения. Фенологические знания для своего выживания имели еще наши далёкие предки – охотники-собиратели, однако в качестве самостоятельной научной дисциплины она оформилась лишь в XVIII веке», – пояснил Дмитрий.
Раньше в нашей стране фенологические наблюдения писались любителями природы от руки, после чего заполненные бланки отправлялись на обработку в Русское географическое общество. Но сегодня, в период масштабной цифровизации, географическим обществом был создан фенологический портал «Окружающий мир», куда онлайн можно загрузить все наблюдения. Ещё проще стало вести фенонаблюдения с появлением мобильного приложения «Окружающий мир», которое легко устанавливается на любой смартфон и, по сути, является мобильной версией фенопортала.
В ходе презентации Дмитрий рассказал слушателям о структуре сайта fenolog.rgo.ru, подробно остановившись на его разделах: «Методика», «Публикации», «Сбор материалов» и «Наблюдения». Отдельно лектор рекомендовал ребятам обратить внимание на раздел «Акции и конкурсы».
«Акции и конкурсы проекта “Окружающий мир” РГО поддерживают сотни школьников со всей России. Ваши сверстники из Воронежской области – одни из наиболее активных и уже неоднократно становились призёрами разных конкурсов. Сейчас актуален конкурс “Поймай пришельца в объектив”, в рамках которого любители природы загружают наблюдения чужеродных видов растений», – рассказал Дмитрий.
В заключение Дмитрий Владимиров обратился к школьным учителям и призвал их активней привлекать учеников к фенологическим исследованиям.
«Простота фенологических наблюдений, отсутствие необходимости в использовании дорогого и сложного оборудования, исследовательский азарт, который обязательно появится в процессе проведения наблюдений – вот залог успешного продвижения фенологии в школах», – подытожил Дмитрий.
Фото Воронежского отделения РГО
Последние новости
Опасность антибиотикорезистентности: что нас ждет в будущем?
Всемирная организация здравоохранения предупреждает о надвигающейся катастрофе.
Воронежская область сталкивается с вспышкой бешенства среди животных
Карантин введен в нескольких селах для предотвращения распространения болезни.
Мэр Воронежа обсудил важные вопросы с Общественной палатой города
Сергей Петрин дал ответы на актуальные темы, затрагивающие жизнь многодетных семей.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований