Ради нескольких строчек
Удивительные люди живут в нашей Чернозёмной глубинке. О воронежской трактористке, Герое Социалистического Труда Зинаиде Молозиной даже была сложена песня,
Удивительные люди живут в нашей Чернозёмной глубинке. О воронежской трактористке, Герое Социалистического Труда Зинаиде Молозиной даже была сложена песня, которую впервые исполнил хор Нижнедевицкого районного дома культуры:
По земле проходят поколенья,
И земля их подвиги хранит.
Есть в краю воронежском селенье,
Где поставлен трактор на гранит.
Было в жизни Зинаиды Мелентьевны Молозиной из нижнедевицкой деревеньки Острянка такое дело, что в Великую Отечественную войну при наступлении гитлеровских войск пришлось ей спасать свой «Универсал». Чуть ли не под носом у немцев сняла с него мотор, обернула промасленной холстиной, поглубже зарыла у лесочка. После изгнания врага был этот мотор прилажен к «Универсалу», который в тяжелейшее послевоенное время оказал великое облегчение острянским женщинам, на чьи плечи легла вся ноша колхозных работ. И было потом решение: поставить этот трактор на гранитный пьедестал, чтобы напоминал людям о том, что ближе всего к великому стоят сила духа, честь и совесть человека.
К назначенному часу воздвижения трактора на пьедестал в центре Нижнедевицка мы сначала ехали с фотокором Тамарой Ивановной Карповой на стареньком чихающем автобусе, который где-то на середине пути всё-таки заглох. И пришлось голосовать, чтобы остановить попутный грузовик. Шофёр, взявший нас, по-джентльменски усадил Тамару Ивановну рядом с собой, а мне досталось место в кузове с фуражным зерном. Наперекор всем дорожным неладам успели мы к торжеству вовремя. Взяв интервью у знаменитой трактористки, я попросил её оставить свой автограф в моём вездесущем блокноте, что потом, по совету Тамары Ивановны, и определило название очерка – «Автограф Мелентьевны».
Да, частенько приходилось нам, пишущим, фотографирующим, ради этих строчек в газете, как пелось когда-то в популярной песне, «и трое суток шагать, и трое суток не спать», и я бы ещё добавил – не только ловить попутки, но и маяться в переполненных поездах, ёжиться от встречного ветра на конных санях и даже, случалось, уговаривать непреступных служителей полевых аэродромов взять нас на борт двукрылого хозяйственного кукурузника, чтобы не опоздать запечатлеть «лейкой» или «ФЭДом» начало весенней посевной или летней страды.
Но помнила «Коммуна» и другие времена, когда после интервью с легендарным авиаконструктором Сергеем Ильюшиным и знаменитым лётчиком-испытателем Владимиром Коккинаки в штат редакции был зачислен свой пилот Алексей Гусаров и закреплен лёгкий пассажирский самолёт. Позволял он беспрепятственно достигать самые отдалённые места воронежского края, до которых раньше затрачивались дни, а то и сутки. Чаще всего приземлялся тогда Алёша Гусаров в Подгоренском районе рядом со стратегической стройкой тогдашней третьей Сталинской пятилетки – цементным заводом. За деятельную информационную поддержку это предприятие носило имя газеты «Коммуна».
Авторитет газеты возрастал. Ежедневно, кроме понедельника и воскресенья, выходила она тиражом, превышающим 100 тыс. экземпляров. Это требовало более современного типографского оснащения. Рассказывала Тамара Ивановна о смелой инициативе главного редактора Алексея Шапошника, который однажды решил встретиться на этот счёт с самим Лазарем Кагановичем, возглавлявшим в Воронеже после Гражданской войны Особое губернское организационное бюро. Встреча редактора с одним из тогдашних видных деятелей Кремля превзошла все ожидания. «Положительно решив мой насущный вопрос, – вспоминал Шапошник, – предложено было мне Кагановичем после пойти перед моим отъездом на балет с участием Майи Плисецкой. Успокоил: проблем с билетом в Большой театр у вас не будет».
Не стало проблем у «Коммуны» после приёма в Кремле с переустройством типографии. Выделенные дополнительные средства позволили сделать рывок в организации труда. Набор текста начали осуществлять строкоотливные линотипы, что в разы сократило время выхода газеты в свет. Преобразилась цинкография, которая без промедлений более качественно изготавливала клише для газетных снимков.
Общественным признанием авторитета «Коммуны» стал её собственный журналистский клуб, который широко открывал двери как для местных, так и заезжих гостей. Встречал клуб ветерана Великой Отечественной войны, соратницу легендарного разведчика Николая Кузнецова Валентину Довгер, журналиста Василия Пескова, автора всемирно известного «Белого Бима Чёрное ухо» Гавриила Троепольского, писателя Чингиза Айтматова, поэта Егора Исаева, народного художника СССР Илью Глазунова, артистов театра и кино Татьяну Доронину, Василия Ланового, Аркадия Райкина, композиторов Константина Массалитинова, Яна Френкеля, Михаила Носырева, солистку Воронежского народного хора Марию Мордасову. И этот перечень можно продолжать и продолжать…
Авторство снимка, где спецкор «Коммуны» Владимир Петропавловский спешит на попутном грузовике с зерном к месту своей командировки, принадлежит старейшему фотокорреспонденту Тамаре Карповой
Владимир ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ.
Последние новости
Итоги работы налоговых органов Воронежской области за 2024 год
Обсуждение результатов и задач до конца года.
Обрушение фасада в Воронеже привело к пострадавшему
Прокуратура начала проверку после инцидента на Плехановской улице.
Конфликт в стране: взгляд президента на ситуацию
Президент делится своим мнением о текущем конфликте и его последствиях.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований