15.10.2023

Основатели коллектива «Камерата РНО»: «В ансамбле все даже дышат в такт»

Осеннюю часть Платоновского фестиваля завершил концерт Камераты РНО – проекта, созданного солистами Российского национального оркестра.

Осеннюю часть Платоновского фестиваля завершил концерт Камераты РНО – проекта, созданного солистами Российского национального оркестра. О его истории и особенностях «Коммуне» рассказали основатели ансамбля Татьяна ПОРШНЕВА (скрипка) и Виталий НАЗАРОВ (гобой).

– Вы – участники большого прославленного коллектива. Зачем понадобилось создавать ансамбль внутри оркестра?

Татьяна : У нас интересная история. Лет 17 назад в рамках Российского национального оркестра появились два конкурирующих ансамбля – духовой квинтет и струнный квартет. Мы участвовали в разных концертах, но вместе не выступали. И одним прекрасным днём Виталий написал мне: «Не хотела бы ты соединить нас всех в один ансамбль?». Я ответила: «С удовольствием!». Потому что квартет сам по себе не сильно пользуется спросом. На концертах такую музыку слушать сложно. В ансамбле же мы играем более лёгкие программы.

Виталий : Мы придумали это вместе. Идея всевозможных сочетаний между струнными и духовыми инструментами оказалась успешной.

Татьяна : Дуэты, квартеты, квинтеты… Ансамбль – прекрасная возможность воплотить всё, что хочешь, а также расширить музыкальный кругозор и наш, и зрителей.

– Даже крупные, многосоставные произведения вы играете без дирижёра. Почему?

Виталий : Это даёт гораздо большую степень свободы нежели тогда, когда тобой кто-то руководит. Хотя с дирижёром, конечно, проще. У нас очень хорошие музыканты, много разных идей, и мы воплощаем их в процессе репетиций.

Татьяна : Вместе с тем это достаточно сложно. Репетировать надо чаще, а собрать, к примеру, 12 человек нелегко, всё время кто-то занят. Когда мы наконец-то встречаемся, все музыканты должны знать партитуру, кто и что играет. Причём не только свою партию. Все должны помнить, что вот тут вступает труба, а здесь – гобой или скрипка. Есть определённые ориентиры, и мы фиксируем их, записываем, пытаясь помочь себе не потеряться. В ансамбле все становятся дирижёрами и даже дышат в такт.

Виталий : Это достаточно уникальная история. Коллективов с таким составом очень мало. Мы все работаем в одном оркестре, но собираемся с большим трудом. Если люди трудятся в разных местах, это практически невозможно. Существует огромный пласт произведений, написанный для такого достаточно большого ансамбля, и материал нужно знать гораздо лучше, чем когда играешь с дирижёром.

– Много участников, много идей... Сложно договориться о трактовке того или иного сочинения?

Татьяна : В споре рождается истина, хотя у нас каких-то особых споров и нет. Наоборот, когда много мнений, это интересно. Мы слушаем каждого, а потом суммируем наши идеи и приходим к консенсусу.

– В чём особенность программы, которую услышали воронежцы?

Татьяна : Мы хотели охватить большинство эпох – от барокко до XX века.

Виталий : Начали с самого маленького состава – дуэта. Сыграли Каноническую сонату по одним нотам, но с разницей в такт. Это очень интересное решение композитора Георга Филиппа Телемана. Дальше – дивертисмент Моцарта «Наннерль септет», посвящённый его сестре, талантливой пианистке. В те времена не было принято, чтобы женщины гастролировали, поэтому ей пришлось оставить музицирование.

Татьяна : Она вышла замуж, и брат преподнёс ей такой подарок.

Виталий : Следующее произведение – «Зигфрид-идиллия» Вагнера. Часто исполняется симфоническим оркестром, но мало кто знает, что оригинальная версия была камерной. Композитор написал это сочинение для своей жены, когда она родила мальчика. Его назвали Зигфридом. Буквально перед дверями спальни супруги Вагнера стоял маленький ансамбль и играл то, что услышали воронежцы. Завершил программу нонет для духовых и струнных Богуслава Мартину.

– Не секрет, что музыканты весьма трепетно относятся к своим инструментам…

Татьяна : Скрипка для меня, как ребёнок. Конечно, хочется, чтобы она была супер-мастеровой. Но, по большому счёту, ты не играешь на инструменте, а контактируешь с ним, знаешь все его трещинки, слабые места. Идёт процесс родства. Сейчас я играю на своей первой скрипке, которая со мной с шестого класса. Мы прошли очень многое, узнали друг друга. Есть какие-то капризы у неё, есть – у меня, но мы друг друга чувствуем и пытаемся быть одним целым.

Виталий : С гобоем в этом плане немного проще. Скрипка может существовать веками не теряя, а даже, наоборот, приобретая ценность. А гобой желательно менять каждые пять лет. Из-за процессов, связанных с дыханием, он теряет тембр. Я, как правило, пользуюсь французскими инструментами.

ЗНАЙ НАШИХ
«Выступатьт в родном городе – приятно и радостно»

В составе Камераты РНО есть и воронежцы, которые сделали первые шаги по музыкальной лестнице в столице Черноземья, продолжили обучение в Московской консерватории, а затем по итогам жёсткого отбора попали в состав Российского национального оркестра.

Сергей ИГРУНОВ (флейта):

– Сцена филармонии мне хорошо знакома, я выходил сюда с Воронежским оркестром ещё до поступления в консерваторию. В нашем городе хорошая школа и духовая, и струнная, и фортепианная, поэтому много воронежских ребят поступают в московские вузы и работают в ведущих оркестрах столицы. Ансамбль – это дисциплина, которой нас обучают с малых лет. Набираясь опыта, мы начинаем друг друга слышать и понимать, что нужно. Отказ от дирижёра проходит безболезненно. Хотя волнение всё же присутствует, и это, на мой взгляд, хорошо.

Екатерина ЦАРЁВА (скрипка):

– Я очень рада выступать в родном городе. Это трогательно, приятно и радостно. Здесь я родилась, стала заниматься музыкой, сначала в детской музыкальной школе № 9 у Татьяны Бобренко, моей первой учительницы, затем в средне-специальной музыкальной школе при институте искусств у Татьяны Константиновой. И сейчас на своём примере я могу показать младшему поколению, что каждый труд вознаграждается, и если есть цель, вы её обязательно достигнете. Главное – любить музыку и много заниматься.


Фото Ольги Линдт и Ольги Ласкиной

Последние новости

Рост стоимости дизельного топлива зафиксирован в Воронежской области

Некоторые позиции упали в цене. Об изменении цен на бензин и дизельное топливо сообщили в Воронежстат.

К каким врачам воронежцы записывались чаще всего в 2023 году

Аналитики составили рейтинг самых востребованных специалистов Поведение пользователей при записи к тем или иным врачам, а также покупке препаратов на основании обезличенных данных за прошлый год изучили аналитики.

Математики ВГУ провели ежегодную Воронежскую весеннюю математическую школу

C 26 по 30 апреля на базе санатория им. Дзержинского проходит ежегодная Международная Воронежская весенняя математическая школа «Современные методы теории краевых задач.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *