«С введением санкций стал обращаться крупный бизнес, нередко жалуется на действия властей», – курский бизнес-омбудсмен

– Аналитика – Усилилось ли административное давление в регионе, как изменился бизнес-климат и на что чаще всего жалуются предприниматели Курской области?

– Аналитика – Усилилось ли административное давление в регионе, как изменился бизнес-климат и на что чаще всего жалуются предприниматели Курской области? На эти вопросы «Абирегу» ответил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Курской области Денис Водопьянов.

– Денис Сергеевич, вы являетесь бизнес-омбудсменом в Курской области уже более 3,5 лет. Как изменился деловой климат в регионе за эти годы?

– Последние три года для бизнеса были очень непростыми. Я сейчас говорю о двух годах пандемии в результате распространения COVID-19 и санкциях экономического характера, которые в этом году обрушились на Россию. Всё это негативно влияет на «самочувствие» предпринимателей, которые вынуждены адаптироваться к текущим условиям и трансформировать экономические процессы на предприятиях.

В целях сохранения бизнес-климата на высоком уровне и компенсации потерь в результате роста закупочных цен, необходимости выстраивания новых логистических цепочек, ограничений, связанных с поставкой продукции на отечественный рынок, мы оперативно взаимодействуем с бизнесом, формируем запросы по мерам поддержки, соответственно направляем эту информацию в адрес региональных и федеральных органов власти, затем мониторим процесс реализации мер поддержки.

Количество обращений к бизнес-омбудсмену каждый год разное – от 600 до 2 тыс. В ковидное время работали в режиме кол-центра и консультировали предпринимателей по действующему законодательству. Тогда нормативно-правовые акты принимали пачками – сориентироваться в ситуации было непросто даже профессиональным юристам. В этом году санкции спровоцировали обращения от крупного бизнеса, который раньше в мой адрес обращался крайне редко.

– Изменился ли в Курской области индекс административного давления? Как он влияет на деятельность предпринимателей?

– Если мы говорим об индексе административного давления, который замеряется в нашей стране с 2019 года и является частью ежегодного доклада уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, то речь о деятельности контрольно-надзорных органов, о количестве проведенных проверок и профилактических мероприятий, количестве административных наказаний и взысканных штрафов. Данные показатели позволяют выявить дружественное и недружественное поведение контрольно-надзорных органов по отношению к бизнесу.

Отмечу, что некоторые региональные органы власти действительно выделяются «отрицательным значением». Они штрафуют предпринимателей, но взыскать наложенные суммы удается не всегда. Предприниматели оспаривают решения в судах, с них снимают наложенные штрафные санкции. Несомненно, таким органам власти необходимо проводить работу по повышению качества нормотворческой и юридической деятельности.

Качественного снижения административного давления на бизнес не может произойти без изменений регуляторной среды. На федеральном уровне ситуация меняется – проведена регуляторная гильотина, по итогам которой было отменено свыше 3 тыс. устаревших требований к бизнесу. Также был принят закон № 248 о государственном и муниципальном контроле, который переориентировал контрольно-надзорную деятельность с количества проверок и наложенных санкций на профилактику, что кардинально изменило подход контроллеров к работе. Плюс к этому на протяжении двух лет действует мораторий на проверки, запрещающий проведение почти всех контрольно-надзорных мероприятий. И он, кстати, продлен и на 2023 год. За соблюдением моратория тщательно следят органы прокуратуры. На контроле этот запрет и у института уполномоченных.

В начале года были обращения по нарушению моратория. Эти вопросы отрабатывали с органами власти, допустившими данные нарушения. При прокуратуре области существует рабочая группа, на которой совместно с руководителями контрольно-надзорных ведомств проводится работа по снижению административного давления на бизнес.

Более того, в этом году на Петербургском международном экономическом форуме президент Владимир Путин поручил отменить контрольные мероприятия и проверки, проводимые в отношении бизнеса, деятельность которого не относится к чрезвычайно высокой и высокой категориям риска, а также расширить применение рискориентированного подхода.

– На что чаще всего жалуются курские предприниматели? Какие сферы бизнеса высказывают больше всего претензий?

– Специфика обращений напрямую связана с текущей социально-экономической ситуацией в стране и в нашем регионе в частности. В этом году часть поступивших вопросов касалась изменения стоимости закупочных цен на продукты питания. С данной проблемой обращались исполнители госконтрактов на поставку продуктов питания в бюджетные социальные учреждения: больницы, школы и не только. Были отдельные вопросы, связанные с нарушением моратория на проверки. Массовые обращения вызваны принятием на региональном уровне одного нормативно правового акта, обязательного к исполнению субъектами предпринимательской деятельности. Проблема в том, что о данном требовании бизнес должным образом не был оповещен, штрафы за неисполнение колоссальные, а техническая платформа работала некорректно. Сложившуюся ситуацию напрямую решали с ведомством. Жаловались и на повышение кредитной ставки и трудности в получении мер поддержки через банки. Вопросы финансово-кредитного характера решаем либо напрямую с конкретным банком, либо через регулятор финансового рынка – курский филиал Банка России, с которым у нас подписано соглашение о сотрудничестве.

Самый массовый сегмент: торговля, сфера услуг и общепит – просили снять ковидные ограничения. Сельхозтоваропроизводители в начале года просили об оказании содействия в своевременном доведении мер поддержки по линии АПК. С введением санкций стал обращаться крупный бизнес – те предприятия, которые являются системообразующими. Нередко жалуются на конкретные действия тех или иных органов власти.

Если посмотрим на статистику этого года, то лидерами по количеству адресованных им обращений стали муниципальные и региональные органы власти. За ними следуют федеральные структуры. Немногочисленное количество обращений было по поводу деятельности банков, субъектов естественных монополий.

– Как отстаиваете нарушенные права предпринимателей – в судебном порядке или удается разрешить проблему до суда?

– Одним из элементов защиты прав предпринимателей является профилактика рисков нарушений. С этой целью сотрудниками аппарата проводится оценка регулирующего воздействия всех нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы бизнеса. В прошлом году процедуру прошли 83 акта, в этом – 55. Работа с обращениями начинается с проведения качественной правовой экспертизы и направлена на выявление нарушений. Поэтому мы тщательно изучаем материалы и доводы, изложенные в обращении, объективно рассматриваем ситуацию со всех сторон. Если нарушение выявлено, я обращаюсь в адрес руководителя органа власти, его допустившего, с требованием устранить нарушение. В иных случаях обращаюсь в прокуратуру области, которая проводит проверку и практически в 100% случаев поддерживает мои доводы, принимая меры прокурорского реагирования, внося представление либо привлекая к ответственности должностных лиц.

С прокуратурой Курской области выстроено конструктивное взаимодействие. Принимаю участие в работе советов и комиссий при прокуратуре. Ежемесячно проводим совместные приемы предпринимателей и встречи с бизнесом в районах области. В этом году всего проведено 17 мероприятий.

Бывают случаи, когда предприниматели одновременно обращаются за защитой прав и в суды, и ко мне. В таком случае выступаю в судах третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований, включаюсь, формирую доводы и выступаю в защиту предпринимателей.

В этом году было резонансное обращение: предприниматель подал иск в суд, я выступал третьей стороной. И после пяти заседаний права предпринимателя были восстановлены, нарушения устранены. Однако орган власти был не согласен с решениями арбитража и подал кассационную жалобу, по которой в настоящий момент возбуждено производство. Подобные ситуации считаю недопустимыми. Ведь такие действия препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности. Кроме того, это несет дополнительные расходы бюджета. Ведь предприниматели еще и взыскивают с государства упущенную прибыль.

Бывают обратные ситуации, когда госорган подает в суд на предпринимателя. Мы инициируем проведение проверки, выявляем нарушение прав предпринимателя – и иск из суда отзывается. Если говорим об ответственности бизнеса за нарушение действующего законодательства, тот тут всё четко и понятно. А вот ответственность должностного лица, допустившего нарушение прав предпринимателя, несоизмерима.

– Торговые предприятия, а также сфера услуг достаточно болезненно переживают внедрение дизайн-кода в Курске, который инициировал Центр компетенций региона. На публичных слушаниях по поводу внешнего вида нестационарных торговых точек владельцы киосков высказывали мнения, что им не по карману нововведения. Как считаете, мелкий бизнес переживет внедрение новых правил без потерь?

– Вопрос резонансный. Ранее требования к нестационарным торговым объектам были другими, а потому НТО в городе разные по площади, конфигурации, архитектурно-художественному облику, иногда встречаются совсем не киоски – есть даже двухэтажные здания, а площадь некоторых достигает 200 м.

Тот факт, что назрела необходимость определенных изменений, отмечают и сами предприниматели. Однако широкого обсуждения с бизнесом планируемых изменений не проводилось, как это было в 2019 году, когда разрабатывались первые две книги дизайн-кода, затрагивающие в том числе вывески. Третий и четвертый тома вводят ряд требований в том числе к летним площадкам и НТО. И по этому вопросу предприниматели обращались в мой адрес. Мы провели ряд мероприятий по выстраиванию конструктивного диалога между предпринимателями и органами муниципальной власти и доведению предложений бизнеса. Данные предложения были учтены. До двух лет увеличен срок, в течение которого будет необходимо привести НТО в соответствие с новыми Правилами благоустройства. С учетом техусловий и коммуникаций к ряду объектов не будут применяться жесткие требования к конфигурации, будут только ограничения по площади. При доведении НТО до нормативов их площади будут изменяться только в сторону увеличения. Полностью перестраивать объекты не нужно, их можно будет реконструировать, используя конструктивные элементы существующих павильонов и тем самым значительно снижая объемы затрат.

При наличии у предпринимателей других конструктивных и обоснованных предложений необходимо их направить в комитет архитектуры на рассмотрение. Городская администрация понимает, что это тоже не окончательная редакция дизайн-кода, при активном участии бизнеса документ может быть скорректирован. Окно возможностей для предпринимателей открыто.

– Санкции и проведение СВО как-то сказались на деятельности бизнес-омбудсмена? Обращается ли предпринимательское сообщество в аппарат уполномоченного с проблемами, связанными с реалиями не экономического, но политического характера?

– Были обращения отдельных предпринимателей, осуществляющих деятельность в приграничных территориях, подвергающихся обстрелам. Поступали вопросы, связанные с мобилизацией предпринимателей, собственников бизнеса и руководителей компаний. В последующем эти вопросы были урегулированы на федеральном уровне. Обращались по предоставлению брони на сотрудников предприятий.

Я в прямом контакте с предпринимателями, которые в настоящий момент находятся на территории проведения СВО, оперативно решаем вопросы ведения бизнеса.

– В прошлом году вы запустили проект «Бизнес без риска», который направлен на снижение рисков административных нарушений, совершаемых предпринимателями Курской области, и формирование эффективной коммуникации между бизнесом и контрольно-надзорными органами. Расскажите о нем поподробнее.

– Работа по снижению административных барьеров должна вестись не только с контрольно-надзорными органами, но и с бизнесом. Потому что чаще всего бизнес нарушает законодательство неосознанно, зачастую по причине недостаточного уровня правовой грамотности. Авторский проект «Бизнес без риска» как раз направлен на устранение данной проблемы.

Мы собрали информацию со всех контрольно-надзорных ведомств по итогам их деятельности за несколько лет и выявили самые частые нарушения, за которые бизнес привлекался к ответственности. На основе этих нарушений были сформированы кейсы и презентованы в формате дискуссионных сессий бизнесу.

Однако сейчас акценты контроллеров смещены в сторону профилактики, и, соответственно, мы переформатировали проект. В следующем году будем проводить мероприятия, направленные на популяризацию проведения [профилактических проверок] на предприятиях. Бизнесмены должны научиться видеть проверяющих в новом статусе – консультантов и помощников. Теперь у всех общая задача – недопущение причинения вреда и соблюдение обязательных требований.

Валерия Че

Последние новости

Суд в Воронежской области обязал пенсионера вернуть 700 тыс. рублей

Мужчина получал пенсии незаконно более шести лет.

Спортивные состязания по оказанию первой помощи завершились в Отрадном

Команды продемонстрировали свои навыки в области сердечно-легочной реанимации и медицинской сортировки.

Неожиданная беременность после 10 лет бесплодия

Жительница Бобровского района стала матерью после длительного лечения.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Елабуге

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *