Испортил ремонтный вопрос

Обязательное автострахование – как зеркало российской автомобильной жизни.

Обязательное автострахование – как зеркало российской автомобильной жизни. Если есть какие-то проблемы, то именно в ОСАГО мы увидим их наиболее отчетливо. Похоже, период относительно нормального функционирования «автогражданки» закончился и дальше российских водителей ждут новые проблемы со страховкой. Вернее, проблемы старые, но обстоятельства в этот раз иные.

Одной строкой

Кратко об изменениях последнего месяца. Во-первых, с 1 апреля поменялись коэффициенты бонус-малус. Формально некоторые выросли, а некоторые – снизились, мол, паритет в тарифах, но если внимательнее посмотреть на изменения, понятно, что это такое скрытое повышение цен. Прежде всего потому, что сильно вырос базовый коэффициент, который получают водители, год не страховавшие авто или впервые покупающие страховку. Снижение на несколько процентов тарифа для самых аккуратных водителей, которые уже 10 лет ездят без ДТП, рост для других категорий шоферов не компенсирует.

Во-вторых, цены выросли и без коэффициентов. Если до марта страховые компании еще пытались бороться за клиентов скидками, то теперь просто установили безальтернативный максимальный тариф. У всех цена одинаковая.

В-третьих, как в старые недобрые времена, появились проблемы с покупкой полисов. Пока до штурмов офисов, неработающих сайтов и наглой обязаловки допстраховок дело еще не дошло, но уже есть отзывы из разных городов, что кому-то полис не продали или продали только после жалоб и скандалов. Думается, что таких случаев будет больше.

Но основной сюжет битвы за ОСАГО теперь разворачивается не на стадии покупки полиса, а после ДТП, когда потерпевшему пришла пора получать компенсацию.

Без запчастей виноватые

Тенденция такая – страховщики перестали отправлять на ремонт автомобили, пострадавшие в ДТП. Из-за проблем с поставками запчастей водители получают компенсации деньгами, которых обычно не хватает на полноценный ремонт. Если помните, обязательный ремонт по ОСАГО был инициативой самих страховых компаний, которые таким образом боролись с автоюристами, в судах «раскручивавших» страховщиков на огромные суммы. Без денежных выплат схема действительно быстро сошла на нет. Но теперь страховым компаниям ремонтировать стало невыгодно, и они быстро «переобулись».

Нюанс еще в том, что если страховая компания платит деньгами, то она высчитывает процент износа и платит меньше, а вот ремонтировать приходилось полностью, без доплат. С учетом роста цен на запчасти натуральные выплаты для страховых компаний оказались слишком высокими. Даже при низком качестве ремонта «дружественные» СТО укладываться в бюджет перестали.

Помимо финансового вопроса вмешался и еще один. Максимальный срок ремонта автомобиля по ОСАГО составляет 30 дней. Если страховая компания за месяц не успела вернуть автомобиль в исходный вид, то платит штраф. В ситуации, когда автокомпоненты в страну или не поставляются вообще, или везутся окольными путями, уложиться в заданный срок стало объективно сложно. В Госдуме заговорили, что срок ремонта неплохо бы увеличить до двух месяцев, но пока такая поправка не принята.

А вот правило, что страховая компания должна организовать ремонт автомобиля своего клиента по ОСАГО, можно не переписывать. Закон предусматривает ряд исключений, на основании которых страховщики могут выплатить денежную компенсацию. Это возможно, например, если у страховщика нет действующего договора со станцией техобслуживания. И что вы думаете? Конечно, в течение марта все договоры были оперативно расторгнуты. Формально ремонтировать стало негде, и начали выплачивать деньгами на законных основаниях.

Неоригинальные идеи

Казалось бы, в чем тут проблема – ну получит пострадавший в ДТП компенсацию не ремонтом, а деньгами, в этом даже плюсы есть. Увы, но те суммы, которые сейчас выплачиваются, слабо коррелируют со стоимостью ремонта. Как известно, нормативом для расчета страховой выплаты является специальный справочник Российского союза автостраховщиков. К нему всегда было много претензий, но в спокойные времена он содержал хоть сколько-то адекватные цены. После того как стоимость запчастей выросла чуть ли не вдвое, справочник потерял связь с реальностью.

Самое интересное, что последнее обновление в этом справочнике было 19 марта, когда цены уже совершили прыжок. Казалось бы, все это должно быть отражено, но нет – методика определения цен очень мудреная, учитываются не моментные показатели, а динамика с прошлых правок. В общем, стоимость запчастей, даже с учетом корректировки в середине марта, в справочнике сильно занижена по сравнению с реальными ценниками в автомагазинах.

Добить систему расчетов решил и регулятор рынка ОСАГО – Центральный банк. Широко разошлась новость, что ЦБ предложил рассчитывать стоимость ремонта по ОСАГО по ценам на неоригинальные запчасти. Информация наделала много шума, но на самом деле у страховщиков никогда не было прямой обязанности ремонтировать (или считать денежную компенсацию), используя оригинальные запчасти. Новые – да, но необязательно оригинальные. В уже упоминавшемся выше справочнике для определения суммы компенсации используется среднее значение цен на запчасти. Стоимость дорогого оригинала в нем тоже учитывается, благодаря чему получается сумма, которой обычно хватало на то, чтобы купить пусть и не фирменную, но более-менее качественную деталь стороннего бренда. Теперь, видимо, предлагается из расчетов цену оригинала убрать, что заметно снизит и среднюю стоимость детали по справочнику. Хватит такой выплаты только на откровенный хлам.

Самое интересное, что такой «безоригинальный» расчет предлагается использовать только для машин из «недружественных» стран. То есть если автомобилист ездит на китайском авто, у него есть шанс получить за поврежденную в ДТП запчасть хоть сколько-нибудь адекватные деньги, а если угораздило купить авто европейского или американского бренда, то выплаты хватит только на деталь самого низкого качества. Пока такое предложение не приняли, но все к этому и идет.

Однако в самой сложной ситуации оказались владельцы новых авто. Раньше страховые компании, хоть и со скрипом, но оплачивали ремонт гарантийных машин у официальных дилеров. Теперь, конечно, отдают деньгами, которых хватает в лучшем случае на ремонт в гаражном сервисе неоригинальными запчастями. Но обслуживание вне авторизированного дилера автоматически лишает автомобиль гарантии. Если гарантию хочется сохранить (а зачем тогда покупать новое авто?), то нужно ремонтироваться у «официалов» и приличную часть суммы доплатить из своего кармана. Ситуация патовая.

Попадать в ДТП всегда было дорогим удовольствием, а на компенсацию по ОСАГО не ругался только ленивый, но в нынешние времена напряжение в этом вопросе возросло многократно. Самое обидное, что в проигрыше оказываются водители, которые в аварии не виноваты и просто хотят отремонтировать машину.

С получением возмещения по «автогражданке» возникли новые проблемы

Последние новости

В Воронеже обвинены эксперты дорожного хозяйства в служебном подлоге

Прокуратура Центрального района завершила расследование уголовных дел в отношении двух чиновников.

Мобильный офис ИФНС для преподавателей Воронежа

Специалисты провели выездную акцию для поддержки образовательных учреждений.

Назначение нового заместителя главы мэрии Воронежа

Руководитель управы Центрального района займет новую должность.

Card image

В современном мире бизнеса успешность компании напрямую зависит от эффективности работы отдела продаж

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Юрге на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *