Эффект конкуренции. Как развитие малого и среднего бизнеса поможет обуздать инфляцию
Фото: freepik.com Регулировка цен Как следует из результатов опроса, проведённого Центробанком РФ на минувшей неделе среди ведущих экономистов страны, годовой уровень инфляции-2023 в нашей стране составит 7,6 процента.
Регулировка цен
Как следует из результатов опроса, проведённого Центробанком РФ на минувшей неделе среди ведущих экономистов страны, годовой уровень инфляции-2023 в нашей стране составит 7,6 процента. Примерно в это же время Минэкономразвития России подготовило инфляционный прогноз на следующий, 2024 год - в марте средневзвешенный рост цен по всем группам товаров может оказаться на уровне 8,1%, через три месяца – 8,3%. Затем динамика начнёт снижаться, так что в сентябре этот показатель будет равен 6,6%, а в декабре наступающего года – 4,5%.
Понятно, что эти расчёты представляют собой не что иное, как «среднюю температуру по больнице», которая нужна для прогноза макроэкономической ситуации, где есть место всему и вся – от цены за тонну высоколегированной стали до стоимости килограммовой пачки соли в торговых сетях. Для основной массы жителей – то есть для нас с вами – важнее другой показатель: сколько будет стоить потребительская корзина. А вот здесь цифры уже иные, что и доказал недавний рост цен на куриное мясо, яйца, молочку и другую съестную продукцию.
Все хотят понижения таких цен, и многие уверены, что для этого будет довольно окрика со стороны государства. Однако госрегулирование в нынешних условиях не пройдёт – сегодня не тот хозяйственный уклад, чтобы нажим сверху дал значимый эффект. Остаётся рыночное регулирование: свобода рук для малого и среднего бизнеса, способного в сжатые сроки наполнять рынок товарами, и рост конкуренции, чтобы никто не смог подмять рынок под себя и диктовать покупателям монопольную цену. Что характерно – эти меры способны принести ощутимую пользу на уровне каждого региона. Тем более что на федеральном уровне рамочные условия и цели уже поставлены национальным Планом развития конкуренции на период до 2025 года.
Борьба с административными барьерами
Теперь уточним, как этот план выполняется у нас, в Воронежской области. Обратимся к документу, подготовленному областным Минэкономразвития во главе с Данилом Кустовым к заседанию областного правительства на тему «О содействии развитию конкуренции на товарных рынках Воронежской области».
Из него явствует, что сегодня в регионе действует «дорожная карта» с сотней показателей эффективности, при этом её выполнение на конец текущего года оценивается как стопроцентное. В первую очередь, - по разгрузке экономического поля от административных препон и барьеров. Например, в соответствии с проектом «Сквозной инвестиционный поток» сроки подключения новых производств к электросетям снижены с 54 до 37 суток, сроки получения доступа к дорожной сети – с 220 до 119, оформления права собственности на новые объекты, - офисные и производственные – с 15 до 8 суток.
Особо следует отметить внимание, которое стали уделять каждому проекту малого и среднего бизнеса, способному дать рабочие места и занять ту или иную нишу на рынке. Это, конечно, связано с острой необходимостью выравнять давние перекосы в уровне развития сельских территорий, которые аукаются нам по сей день. Так, в отдалённых от областного центра Ольховатском и Воробьёвском районах доля работников малого бизнеса составляет не более 10-11% от общего числа трудящихся, а вот в пригородных районах, по факту вошедших в агломерацию Большого Воронежа – Новоусманском и Семилукском, этот же показатель доходит до 34-35%.
В данном случае срабатывает эффект больших чисел – население воронежской агломерации насчитывает около 1,2 млн человек, которым нужны сотни товаров и услуг, а вот в малонаселённых районах такого стимула попросту нет. Значит, нужны иные стимулы, которые работают в точечном, накопительном режиме. Поэтому, например, в Хохольском районе воплощают в жизнь местный проект эко-фермы «Лавандовое поле» (рынок сбыта – российская парфюмерно-косметическая отрасль, ёмкая, перспективная, и также попавшая под санкции Запада). Особая черта проекта такого типа и масштаба: на территориях с низкой инвестиционной привлекательностью землю для размещения производств можно получить безвозмездно – было бы желание вкладывать деньги в реальное дело и выпускать ходовой товар. Такая практика признана одной из лучших в России.
Сюда же, кстати, можно отнести и заключение социальных контрактов, когда малоимущие воронежцы получают возможность открыть малый бизнес. Это нужно не только для того, чтобы они смогли прокормить свои семьи, но и вовлечь в развитие сёл, посёлков и поселений десятки других людей, показать им пример, чего можно добиться, если не сидеть сложа руки.
Недочёты и перспективы
Статистика, лёгшая в основу документа, подготовленного областным Минэкономразвития, говорит, что развитие малого и среднего предпринимательства в нашей области в целом идёт уверенно. Сегодня в этой сфере заняты 390 тысяч человек, а производственно-торговые обороты в ней превысили уровень досанкционного и допандемийного 2019 года на 22%, составив 535 млрд рублей. Это значит, что в области растёт доля экономически активного, или, как раньше было принято говорить, самодеятельного населения, - тех воронежцев, кто способен обеспечивать региональную экономику нужными услугами и товарами.
Однако барьеры на пути такого роста все ещё имеются. В их числе: слишком долгие сроки выдачи разрешения на строительство - 120 рабочих дней при оптимальном сроке вдвое меньше; слишком много процедур, без которых нельзя подключиться к системам водоснабжения и канализации – таких процедур у нас почти десяток при оптимуме в 5 разрешений и менее; волокита при получении в аренду земельного участка, которая растягивается почти на четыре месяца при целевом показателе в 75 дней. Всё это мешает не только стимулированию малого и среднего бизнеса в традиционных для нас отраслях, но и его освоению новых участков.
Например, одним из новых рынков, который способен освоить как раз малый и средний бизнес, является рынок туристических услуг. Ежегодный транспортный поток, проходящий через нашу область по трассе М-4, оценивается примерно в 2 миллиона автомобилей, или в 2,5-3 миллиона человек за рулём и в салонах этих машин. По сути, это ещё одно – на сей раз транзитное - население Воронежской области. Есть и другой показатель: в летний сезон население восточных районов области, по берегам Хопра, Вороны, Савалы увеличивается вдвое – за счёт жителей других регионов России, которые приезжают сюда на отдых. Однако их пребывание носит характер своего рода «домашнего туризма» - по родственникам, а то и вовсе «дикарями». Поставить такой туризм на прочную, экономическую основу – значит, дать области и её бюджету серьёзный приток денег.
Другим ресурсом, освоение которого лишь начинается, надо считать выращивание экологически чистой, «органической» сельхозпродукции, и здесь опять же трудно переоценить роль малого и среднего бизнеса, ведь в силу своих особенностей он просто не может массово применять дорогие гербициды, химудобрения или гормональные стимуляторы роста, если речь идёт о животноводстве и птицеводстве. А спрос на «органическую» продукцию растёт быстро. Уже сейчас, в самом начале пути, воронежские предприниматели производят её на 670 млн рублей в год.
Ценный опыт
И ещё несколько слов об инфляции и ценах. Добиться их снижения на региональном рынке вполне возможно, если покрыть область сетью малых и средних предприятий, завязанных именно на внутреннее потребление. Чем больше будет таких поставщиков, тем активнее они станут бороться за покупателя – качеством продукции и её приемлемой ценой.
В общем и целом эти планы – и федеральный, и региональные - в значительной мере напоминают то, что было опробовано – и вполне удачно – ещё в советские времена, когда весомой частью народнохозяйственного комплекса являлись так называемый местпром и артельное производство. Именно они смогли на удивление быстро вытащить послевоенный Советский Союз из острого товарного голода и снизить цены на продукцию массового потребления.
Последние новости
Новые инициативы по улучшению качества воздуха в Москве
Городские власти объявили о планах по снижению загрязнения воздуха.
Изменения в жизни горожан: что ожидать в ближайшие месяцы
Грядущие реформы окажут значительное влияние на социальные и экономические аспекты жизни.
Мэр Воронежа обсудил важные вопросы с Общественной палатой города
Сергей Петрин рассказал о планах по улучшению городской инфраструктуры и поддержки многодетных семей.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку