Бюджет тупикового курса

В условиях гибридной войны на уничтожение, объявленной нашей стране глобалистскими и неонацистскими силами Запада, нам жизненно необходимы мобилизация всех имеющихся ресурсов, их ускоренное наращивание и эффективное использование.

В условиях гибридной войны на уничтожение, объявленной нашей стране глобалистскими и неонацистскими силами Запада, нам жизненно необходимы мобилизация всех имеющихся ресурсов, их ускоренное наращивание и эффективное использование. Финансово-экономических ресурсов это касается в особенности. Они являются основой любых достижений – и военных, и промышленных, и социальных.

Поэтому чрезвычайно важным является вопрос формирования бюджета развития, осуществления программы подлинного суверенитета и Победы. И в этой связи подготовленный правительством проект федерального бюджета, который Государственная Дума будет рассматривать в первом чтении 26 октября, требует особенно пристального внимания и максимально ответственной оценки.

Фронт борьбы за будущее

Очертания нового мирового пожара все настойчивее просматриваются в разных частях планеты. Недавно они проступили на Ближнем Востоке. А наши противники открыто заявляют о намерении перейти от войны гибридной к прямому вооруженному столкновению с Россией.

Подтверждением этого стал опубликованный на днях доклад комиссии Конгресса США по вопросам американской стратегической концепции. В нем прямо заявлено: одной из ключевых составляющих политики Вашингтона должна стать подготовка к военному столкновению Соединенных Штатов и их натовских союзников с Россией и Китаем. Откровенно сказано и о том, что в качестве наиболее вероятных сроков такого столкновения американские «ястребы» рассматривают конец нынешнего или начало следующего десятилетия.

Перед лицом таких исторических вызовов нельзя не поддержать запланированное в проекте бюджета существенное увеличение расходов по разделу «Национальная оборона». В 2024 году они вырастают почти на 70% – до 10,8 против 6,4 триллиона в 2023-м. Финансирование оборонительного щита страны составит 29% от расходной части бюджета и 6% от ВВП. В 2025 году на него планируется направить четверть бюджетных расходов. В 2026 году – 22%.

Но  помимо украинского фронта, где НАТО противостоит нам кровавыми руками бандеровской хунты, и помимо подготовки к новым, еще более масштабным атакам на нашу страну, мы обязаны отвечать на вызовы времени и на других фронтах гибридной войны. Прежде всего – на экономическом, научно-техническом, социальном и демографическом. Однако этим задачам предложенный нам вариант бюджета не соответствует.

Не соответствует он и ключевым установкам, обозначенным в послании и в указах президента В.В. Путина: войти в пятерку ведущих экономик мира, преодолеть опасное технологическое отставание России, добиться реальной модернизации экономики и ускоренного импортозамещения. Существенно повысить благосостояние граждан и улучшить социальные условия их жизни. Справиться с тяжелым демографическим кризисом, в котором заключается главная стратегическая угроза нашему будущему.  

В июне мы провели в Орле Международный экономический форум, где  представили и утвердили обновленную программу КПРФ. Она в полной мере отвечает задачам, сформулированным главой государства.  При поддержке лучших ученых и специалистов мы убедительно доказали необходимость ее реализации. Она подтверждается и тревожными данными, прозвучавшими в докладах участников Орловского форума. Вот лишь некоторые из них.  

За последние 10 лет среднегодовые темпы роста экономики не превышали у нас 1%. Среднемировые темпы были в три раза выше. По объему ВВП на душу населения мы сегодня уступаем Турции, Португалии, большинству бывших соцстран.  В структуре нашего ВВП наукоемкая промышленность занимает всего 13%. Доля экономики знаний, то есть высокотехнологичных отраслей – только 9% от ВВП.

Среди 187 стран Россия сегодня занимает 108-е место по продолжительности жизни, 119-е – по показателям здоровья населения, 95-е – по качеству здравоохранения, 32-е – по качеству образования, 66-е – по уровню реальных доходов граждан, 43-е – по уровню жизни пенсионеров, 60-е – по индексу социального развития, 80-е – по обеспеченности комфортным жильем.

Россия – единственная из стран «большой двадцатки», где наблюдается не прирост, а сокращение населения. В последние 30 лет мы вымирали в среднем на полмиллиона человек в год.  Среди мужчин трудоспособного возраста смертность у нас втрое выше, чем в ЕС. Среди женщин – вдвое. За 2020-2022 годы наше население уменьшилось на 2,3 миллиона. К этим тревожным цифрам нынешней осенью добавились новые. Сегодня у нас самая низкая рождаемость со времен разрушительных 90-х. И она, согласно оценкам специалистов, продолжит падать.

Разрыв по уровню доходов трудящихся между наиболее и наименее благополучными регионами составляет 3-4 раза. Доходы долларовых миллиардеров относительно ВВП в России вдвое выше, чем в США и в странах Евросоюза. При этом  за чертой бедности находятся более четверти семей с двумя детьми и каждая вторая семья с тремя детьми.  Даже в сельской местности наблюдается стремительное сокращение числа многодетных семей. Одна из главных причин – категорическое недофинансирование программы комплексного развития сельских территорий.

Численность высококвалифицированных рабочих, подготавливаемых профессионально-техническими учебными заведениями, снизилась в сравнении с советским временем в десятки раз.

Количество ученых-исследователей со времени развала СССР сократилось более чем вдвое. Общее число научных работников с 1990 года уменьшилось втрое. Наблюдается тотальное недофинансирование науки и образования относительно необходимого для полноценного развития минимума.

Время требует поворота к социализму

Способы преодоления этих системных проблем ясно сформулированы в программе КПРФ, одобренной участниками Орловского форума. Главные из них:

- принципиальная смена социально-экономического курса;

- долгосрочное планирование в экономической и социальной сфере с учетом главных национальных интересов;

- национализация стратегически важнейших отраслей;

- отстранение олигархии от управления экономикой;

- кардинальное увеличение государственных инвестиций в высокотехнологичную экономику, науку и образование;

- прекращение вывода капитала из страны;

- обновление налогового законодательства с целью усиления фискальной нагрузки на личные доходы сверхбогатых и ослабления – для предприятий и малоимущих граждан;

- всесторонняя поддержка наших народных предприятий и широкое распространение их опыта на всю страну;

- усиление социальной поддержки молодых семей и пенсионеров – прежде всего, «детей войны».

Заявленная в нашей Программе Победы необходимость левого поворота, который является непременным условием спасения и возрождения Отечества, убедительно подтверждена выдающимися достижениями советской системы.

В СССР с 1929-го по 1959 год объем экономики увеличился в 14 раз. Среднегодовые темпы ее роста, за минусом военных лет, составляли в этот период 14%. Реальная заработная плата выросла за это время в четыре раза, банковские сбережения граждан – в пять раз. Средняя продолжительность жизни возросла на 26 лет. Население увеличилось на 46 миллионов – даже несмотря на потерю 27 миллионов за годы Великой Отечественной. Если бы не война, численность населения СССР, согласно подсчетам демографов, выросла бы за тот же период на 100 миллионов. 

К выводу о необходимости левого поворота неизбежно приводит и анализ программных выступлений президента Путина.  Выступая в 2021 году на Валдайском форуме, он прямо заявил, что капитализм зашел в тупик. По сути, об этом же свидетельствует его обращение к участникам Валдайской встречи в начале октября текущего года. На ней президент подчеркнул: перед нами стоит масштабная задача строительства нового мира, основанного на многополярности и справедливости. Эти же идеи он подтвердил в ходе вилита в Китай, где прошли двусторонние переговоры Владимира Путина и Си Цзиньпина и состоялся исторический важный III  Международный форум «Один пояс - один путь».

Глава государства обозначил важнейшие принципы, на которых новый мир должен основываться, и которыми стремится руководствоваться Россия. Это  утверждение политики коллективных решений, преодоление наследия колониальной эпохи и «холодной войны», справедливость и равноправие для всех и упорная борьба за то, чтобы оставить в прошлом эксплуатацию и неравенство.

Нарастающее стремление человечества идти именно по этому пути к освобождению от диктата зашедшего в тупик капитализма было в нынешнем году полностью подтверждено и на саммите БРИКС в ЮАР, и у нас на Восточном экономическом форуме, прошедшем во Владивостоке. Они ясно показали: мы наблюдаем стремительное обрушение англосаксонской политической и экономической гегемонии в мире. Все очевиднее укрепление мощных международных союзов, объединяющих Евразию, Латинскую Америку и Африку. И предлагающих народам созидательную и справедливую альтернативу западному колониальному диктату.

Но социально-экономическое наследие дикого капитализма, навязанного нам три десятилетия назад и готового ради сохранения своей гегемонии развязать новую мировую войну, настойчиво напоминает о себе. Приходится с сожалением констатировать, что таким напоминанием стал и внесенный в Государственную Думу проект федерального бюджета.

Оценивая заложенные в нем параметры финансирования ключевых разделов, государственных программ и национальных проектов, можно сделать вывод:  нашим стратегическим задачам такие параметры соответствуют только в части финансирования потребностей оборонного комплекса. Но не в части поддержки национальной экономики, науки, образования, здравоохранения, демографии. Между тем, их развитие в условиях объявленной нам гибридной войны на уничтожение так же исключительно важно, как и обеспечение нужд фронта.

Это проект, составители которого по-прежнему пытаются отгородиться от исторических вызовов губительными рецептами ельцинско-гайдаровской эпохи. Он не способствует решению стоящих перед нами системных проблем и, по сути, саботирует программные установки главы государства.

Шлагбаум на пути развития

Доходы федерального бюджета относительно валового внутреннего продукта в текущем году должны составить 17,3%. Проект предполагает увеличение этого показателя в 2024 году на 2,2% - до 19,5%. Но на следующие два года прогнозируется новое падение доходов относительно валового продукта – до 17,6% и 16,8% соответственно. Аналогичная ситуация – с соотношением ВВП и бюджетных расходов. В нынешнем году оно составляет 19,1%. В 2024-м это соотношение вырастет на 1,3% - до 20,4%. Но в 2025 году снова упадет до 18%, а в 2026-м – до 17,6%. Таким образом,  в конце предстоящей трехлетки и доходы, и расходы бюджета относительно ВВП будут ниже, чем сегодня.

Сторонники сохранения прежней финансово-экономической политики стремятся убедить нас: это не более чем формальные бухгалтерские показатели, на которые не стоит обращать внимания. Но на самом деле эти цифры указывают на то, что  все большая часть нашего ВВП, то есть общей суммы богатств, создаваемых трудом граждан, оседает в карманах богатейших собственников. И все меньшая направляется на развитие страны, на нужды государства и общества.   

Согласно индексу 500 богатейших людей мира, который составляет агентство «Блумберг», 25 главных российских олигархов только с января по август 2023 года увеличили свои капиталы в общей сложности на 32 миллиарда долларов. А их суммарное состояние достигло 300 миллиардов. В рублях это 29 триллионов – на триллион больше федерального бюджета нынешнего года.  За баснословное обогащение олигархии страна платит ограничением жизненно необходимых ей доходов и расходов, которое категорически недопустимо в нынешних сложнейших условиях.  

В ответ сторонники проекта могут возразить: даже несмотря на это расходы федерального бюджета должны в 2024 году вырасти по сравнению с 2023-м с 30,2 до 36,6 триллиона рублей – на 21%.

Разумеется, существенное увеличение бюджетных расходов необходимо нам в сегодняшней обстановке, и его нельзя не приветствовать. Но на 2025 год правительство планирует снижение расходов до 34,4 триллиона – на 2,2 триллиона рублей, то есть на 6%. В 2026 году расходы планируют снова повысить на 3,5% по сравнению с 2025-м - до 35,6 триллиона. В сравнении с 2024 годом они в конце трехлетки окажутся ниже на триллион, то есть почти на 3%. А относительно расходов 2023 года вырастут на 18% в номинальном выражении и на 5,5% в реальном – с учетом суммарной инфляции, прогнозируемой на тот же период.

На фоне масштабных задач, решение которых необходимо для победы в условиях гибридной войны, такой рост государственных расходов явно недостаточен. Да и зиждется он в основном лишь на двух бюджетных направлениях. На что обращает внимание и Счётная палата, в заключении которой по поводу проекта бюджета подчеркивается: только по этим двум направлениям из четырнадцати вырастает доля финансирования относительно общих расходов бюджета.

Одно из них – оборонное. И тут, как уже было сказано, нельзя не поддержать существенный рост расходов. Без него не обойтись в нынешней обстановке, когда нам объявил войну на уничтожение альянс западных глобалистов и вскормленных ими нацистов и бандеровцев.

Второе из направлений бюджета, на которых основывается общий рост его расходов – это обслуживание как муниципального, так и государственного долга. В следующем году затраты по этому разделу увеличатся на 50%. А в 2026-м взлетят относительно 2023-го более чем вдвое!

Но в этом не было бы никакой необходимости, если бы правительство взяло наконец на вооружение ключевые пункты нашей программы. Решилось бы на возвращение под контроль государства стратегически важнейших отраслей. На замену плоской шкалы налогов на прогрессивную, которая действует уже практически по всему миру. И позволяет взымать со сверхбогатых на нужды бюджета в разы более значительную часть доходов, чем та, которой они отделываются в нашей стране.

Иных способов убрать с пути нашего развития паразитический шлагбаум алчной олигархии не существует. И пока власть этого не осознает, у страны не может быть бюджета, действительно соответствующего ее интересам. Будут только проекты затягивания поясов – такие, как внесенный в Думу и на этот раз.        

В нем прописано:  в 2024 году по семи из четырнадцати бюджетных разделов предстоит либо номинальное сокращение финансирования, либо его сугубо символический рост ниже уровня инфляции. То есть, опять же, фактическое урезание. А в конце трехлетки, в 2026 году, реальные затраты уже по восьми разделам окажутся ниже уровня 2023-го.

Эту тенденцию подтверждают в своем заключении и специалисты Счетной палаты, подчеркивая, что особенно явным фактическое снижение расходов становится в 2025-2026 годах.

На реализацию государственных программ составители проекта бюджета планируют в следующем году выделить на 1,1 триллиона рублей – почти на 5% - меньше средств, чем в текущем. А с учетом инфляции госпрограммы ждет девятипроцентное суммарное сокращение финансирования. Расходы будут урезаны по каждой второй из них.    

Финансирование национальных проектов в 2024 году увеличится по сравнению с 2023-м на 68,6 миллиарда рублей – на 2,4%. Но это формальное увеличение. А фактически, даже с учетом официальной инфляции, произойдет сокращение их финансирования на 2%. При этом половину нацпроектов ожидает урезание их бюджета и в номинальном выражении.

В бюджете, который нам предлагают утвердить, заложено абсолютно недопустимое снижение расходов на развитие национальной экономики.  Они в 2024 году падают по соответствующему разделу на 6% в сравнении с расходами нынешнего года. В 2025-м намечается их сокращение на 16,5% по сравнению с 2024 годом и более чем на 22% по сравнению с 2023-м. В 2026 году, согласно проекту, расходы на развитие национальной экономики должны подрасти на 13% относительно 2025-го. Но все равно будут отставать на 11% от уровня 2023. А учитывая обещанную правительством суммарную инфляцию в 12,5% за три года, можно констатировать:  реальные вложения в развитие национальной экономики окажутся в 2026 году почти на четверть меньшими, чем в 2023-м.  Если в нынешнем году затраты бюджета по этому разделу составляют 13,6% от общей суммы его расходов и 2,5% от ВВП, то к 2026 году упадут до 10,8% от всех бюджетных расходов и до 1,8% от ВВП.    

Особое внимание нужно обратить на то, что следом за намеченным на 2024 год тринадцатипроцентным повышением входящих в этот раздел расходов на сельское хозяйство их в 2025 и в 2026 гг. планируется резко снизить даже относительно 2023 года – на 21% и 24% соответственно. Таким образом,  к концу следующей трехлетки правительство намерено направлять на поддержку аграрного сектора, от которого зависит продовольственная безопасность страны, почти на четверть меньше средств, чем в нынешнем году. При этом собираются урезать и госпрограмму эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Эти планы усугубляются намеченным в проекте сокращением финансирования госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий». В 2024 году оно составит -10%, а в 2026-м – уже -34% относительно года нынешнего.

Как можно при такой финансовой политике остановить опустошение российских сел и справиться со стратегически угрожающим кадровым голодом в аграрной отрасли?

Старый курс против инноваций

В условиях враждебных санкций, которыми нас пытаются душить внешние противники, такая политика недопустима вдвойне. Но она буквально пронизывает бюджетный проект. И откровенно перечеркивает декларации власти о необходимости технологического прорыва и инновационных преобразований.

Расходы по государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика» собираются ужать на 10%. У программы «Развитие авиационной промышленности» намереваются отобрать 18% финансирования. А с учетом инфляции – 22,5%. Аналогичная ситуация – с программой «Развитие судостроения». Продолжит сокращаться и финансирование госпрограммы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Проект бюджета предусматривает урезание вложений в нацпроект «Цифровая экономика». Темп роста расходов на национальный проект «Наука и университеты», который в следующем году составит 3,4%, отстает от инфляции в 4,5%, ожидаемой в 2024 году. То есть в реальном выражении и здесь будет не рост, а снижение финансирования.

Мы настойчиво добивались от правительства, чтобы оно принципиально увеличило финансирование программы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности». И наши усилия достигли цели: в 2024 году на нее должно быть выделено в 2,6 раза больше средств, чем в 2023-м. Но как с этой программой планируют поступить в дальнейшем? Относительно 2024 года ее поддержку собираются сократить на три четверти в 2025-м и на 86% - в 2026-м. Даже по сравнению с нынешним годом ее финансирование к концу предстоящей трехлетки урезают почти втрое.    

Представленный проект бюджета показывает, что его составители намерены и дальше держать на голодном пайке науку, без достойной поддержки которой заведомо невыполнимы задачи преодоления технологического отставания, модернизации экономики и инновационного прорыва.

Финансирование прикладных научных исследований предлагается урезать практически по всем разделам, в рамках которых оно предусмотрено – даже по оборонному. 

Затраты на фундаментальные научные исследования в 2024 году вырастают на 7%. Но в реальном выражении, с учетом инфляции, их рост составит 2,5%. Относительно 2023 года затраты по этому направлению должны к концу следующей трехлетки увеличиться на 14%. Но даже официальная инфляция за три года «съест» 12,5% из них. В итоге реальный рост вложений в фундаментальную науку не превысит за три года 1,5%.  В конце предстоящей трехлетки эти вложения так и останутся на уровне нынешних 0,8% относительно суммарных расходов бюджета и на уровне 0,1% относительно ВВП.

Этого не просто недостаточно для решения стоящих перед страной задач модернизации и технологического прорыва. Нужно говорить прямо: это позорный показатель для одной из богатейших стран планеты, которая внесла гигантский вклад в развитие мировой науки и подарила человечеству множество судьбоносных открытий и великих ученых.

Такая бюджетная политика неизбежно ставит заслон на пути к реальному экономическому росту. Что подтверждено в проекте самими его составителями.

Положенный в основу проекта бюджета базовый прогноз развития экономики предполагает, что темпы роста ВВП в течение всей следующей трехлетки будут ниже, чем в текущем году – по 2,3% в 2024-м и 2025-м и 2,2% в 2026-м против 2,8% в 2023 году. Иными словами,  нас ожидает очередное замедление темпов роста. И они по-прежнему не достигнут среднемировых 3% - даже минимальной планки, соответствующей целевым установкам, которые были сформулированы в послании президента.    

Согласно прогнозу, на котором основан бюджет, средневзвешенная цена доллара в 2024 году составит 90, в 2025-м – 91, а в 2026-м – 92 рубля против прогнозируемых по итогам текущего года 85 рублей. В условиях импортозависимого рынка это прямо способствует росту цен, больно бьет по карманам граждан и ведет к их обнищанию.

На этом фоне сомнительными выглядят заложенные в бюджетный проект прогнозы правительства, согласно которым инфляция в следующем году не превысит 4,5%, а в 2025-м и 2026-м останется в пределах 4%.

В качестве положительной стороны проекта нельзя не отметить увеличение расходов по разделу «Социальная политика». В 2024 году их планируется нарастить на 19%. В 2025-м они снижаются относительно 2024-го на полпроцента. А в 2026 году снова повышаются – на 2% относительно 2025-го и на 21% относительно 2023-го. В реальном выражении, с учетом предполагаемой инфляции за три года, это означает повышение социальных расходов на 8,5%.

Однако  социальная политика государства не может исчерпываться пенсиями и пособиями, которыми фактически ограничен данный раздел.  Социальная политика – это и благосостояние трудящихся, и качество образования, и создание благоприятных условий для преодоления охватившего страну демографического кризиса.  Это и поддержка национальной культуры, патриотического и нравственного воспитания, интеллектуального развития общества. Но содействует ли всему этому такой бюджет?

Раздача «социального» пайка

За увеличением финансирования по разделу «Образование» в 2024 году на 5,6% последует, согласно проекту бюджета, его сокращение на 15% в 2025-м. А в 2026 году – снова увеличение на 7,6%. В итоге  затраты бюджета на образование окажутся к концу следующей трехлетки на 3,6% ниже, чем в 2023 году. С учетом же инфляции получается шестнадцатипроцентное сокращение расходов по этому важнейшему направлению.  Упадут они и относительно ВВП – с нынешних 0,9% до 0,7%. И относительно общих расходов бюджета – с 4,8% до 4,2%.

Одновременно с этим урезается и финансирование госпрограммы «Развитие образования». Ее бюджет к концу предстоящей трехлетки собираются ужать более чем на четверть.  

В сегодняшней обстановке, когда для нас особенно важны патриотическое воспитание и укрепление единства общества,  составители бюджетного проекта считают возможным урезать расходы и на молодежную политику, также входящую в раздел «Образование». Ее финансирование планируют сокращать на протяжении всей трехлетки, ужав в 2026 году на 27% по сравнению с 2023-м.

Принципиальный пересмотр политики в образовательной сфере –одна из главных составляющих нашей программы. А среди ключевых документов, лежащих в ее основе – наш законопроект «Образование для всех».  Над ним работали лучшие ученые и представители КПРФ в Государственной Думе – Ж.И. Алферов, И.И. Мельников, В.И. Кашин, О.Н. Смолин, Ю.В. Афонин, Д.Г. Новиков, С.Е. Савицкая, Т.И. Плетнева, Н.А. Останина.

Мы убеждены:  затраты государства на образование должны вырасти минимум в два раза.  В этом с нами полностью солидарны авторитетные специалисты, работающие в образовательной сфере, выражающие активную поддержку нашей позиции и принимающие участие в круглых столах по проблемам образования, которые мы регулярно организуем.

Без принятия разработанного нами закона любые обещания вывести страну на путь ускоренного развития будут перечеркнуты нарастающей интеллектуальной деградацией и дальнейшим разрушением научного потенциала.

Во имя сохранения страны мы обязаны справиться с охватившим ее демографическим кризисом. Но проект бюджета противоречит и этой стратегической задаче.  В нем снова проигнорированы наши требования кардинально усилить поддержку материнства и детства, принципиально увеличить бюджетные затраты на медицинскую сферу.

Финансирование по разделу «Здравоохранение» в 2024 году предлагается увеличить на 3,2%, а в 2025-м – менее чем на процент. Таким образом, запланированное на 2024-2025 годы увеличение расходов на здравоохранение будет отставать даже от официальной инфляции, что означает уменьшение реальных расходов по этому важнейшему направлению. А в 2026 году их уже планируют снизить по сравнению с 2025-м на 1,2%. Относительно 2023 года расходы на здравоохранение окажутся в 2026-м выше на 3%. То есть вчетверо отстанут от прогнозируемой трехлетней инфляции.

Следовательно, по итогам трехлетки составители проекта бюджета фактически готовят нам снижение реальных расходов на здравоохранение почти на 10%.  Финансирование стационарной медицинской помощи, то есть больниц, санаторно-оздоровительной помощи и прикладных научных исследований в области здравоохранения в течение того же трехлетнего периода намереваются снизить и в номинальном выражении.

Расходы на реализацию государственной программы «Развитие здравоохранения», согласно проекту бюджета, окажутся через три года на 5,3% выше сегодняшних в номинальном выражении, но на 7% ниже – в реальном. А  нацпроект «Здравоохранение» уже в следующем году урезается на 10% даже номинально. В его рамках под нож идут расходы на борьбу с онкологическими заболеваниями и на охрану здоровья детей.

Особое беспокойство вызывает то, как авторы бюджетного проекта обходятся с фармацевтикой в условиях санкций, когда наши противники грозят России перекрытием поставок жизненно важных лекарств.

Составители бюджета действуют так, будто в этой сфере вообще не происходит ничего угрожающего.  Продолжают расти расходы на закупку зарубежных препаратов. А вложения в разработку и производство отечественных сокращаются.  Это абсолютно не способствует снижению зависимости от импорта медикаментов, которая становится сегодня особенно опасной.   

Согласно проекту бюджета, в рамках уже упомянутой госпрограммы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» ожидается урезание средств на прикладные научные исследования и разработки в интересах медицины и здравоохранения. Планируется сократить расходы на формирование и функционирование сети медицинских исследовательских центров. Откровенно плачевной выглядит и ситуация с новым федеральным проектом «Развитие производства лекарственных средств и медицинских изделий». На него собираются выделить лишь 0,2% от общей суммы бюджетных ассигнований на развитие промышленности. А  государственная программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» со следующего года и вовсе прекращает свое существование.

Такое же безответственное отношение составителей бюджетного проекта к вопросу охраны и укрепления здоровья граждан сквозит и в разделе «Физическая культура и спорт». По нему финансирование сокращается на протяжении всей трехлетки и в 2026 году уменьшается относительно 2023-го на четверть. А с учетом трехлетней инфляции – на 37,5%.     

Задаче сбережения здоровья нации прямо противоречит и снижение затрат на программу «Охрана окружающей среды». В 2024 году она похудеет на треть по сравнению с 2023-м.

В программе КПРФ сказано: обеспечить доступность и высокое качество здравоохранения можно только при условии, что расходы государства на эту сферу вырастут не менее чем вдвое. И прежде всего должна быть восстановлена система первичной медицинской помощи.    Необходим переход фармацевтических предприятий под контроль министерства здравоохранения. И принципиальное увеличение их финансирования за счет средств фонда национального благосостояния.

Экономия на насущном

Если планы составителей бюджетного проекта, касающиеся медицины, никак не способствуют снижению смертности, то предлагаемая ими политика в сфере ЖКХ категорически не соответствует задачам улучшения условий жизни граждан и стимулирования рождаемости.

После небольшого увеличения в 2024 году резкий спад финансирования в 2025-м и 2026-м, согласно проекту, ожидается по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство». В следующем году на него планируют выделить из бюджета на 3% больше, чем в нынешнем. То есть увеличить финансирование лишь номинально, а в реальном выражении, с учетом инфляции, сократить его на 1,5%. В 2025 году намечается уже и номинальное сокращение финансирования ЖКХ – сразу на 43%. А на 2026 год в проекте запланировано урезание расходов на ЖКХ на четверть по сравнению с 2025-м и на 55,5% по сравнению с 2023-м.  С учетом инфляции за трехлетний период расходы бюджета на ЖКХ в 2026 году окажутся ниже расходов 2023-го на 68%!

В 2024 году у нацпроекта «Жилье и городская среда» хотят отнять почти треть финансирования. А предусмотренные в нем расходы на сокращение непригодного для проживания жилищного фонда в следующем году упадут в сравнении с нынешними на 58%. И это при том, что десятки миллионов людей продолжают жить в домах, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта!

Наконец, через три года планируется сократить и поддержку госпрограммы обеспечения граждан доступным и комфортным жильем – на 61% по сравнению с 2023 годом.  

Мы приветствуем намеченное на следующий год двенадцатипроцентное увеличение финансирования национального проекта «Демография». Но и оно может оказаться бесполезным при такой социальной политике.  

С неоднократно заявленным властью стремлением способствовать духовному развитию и укреплению интеллектуального потенциала страны категорически расходится в очередной раз отраженный в проекте бюджета принцип нищенского финансирования национальной культуры.

По разделу «Культура и кинематография» предусмотрено увеличение финансирования на 15 миллиардов в 2024 году, снижение на 47 миллиардов в 2025-м и повышение на 50 миллиардов в 2026-м. В результате, в конце предстоящей трехлетки на поддержку отечественной культуры собираются выделять на 18 миллиардов больше, чем сегодня. Нынешнее нищенское финансирование в размере 209 миллиардов «вырастет» до таких же нищенских 227.  Это 8% номинальной прибавки. А в реальном выражении, с учетом инфляции за три года, это фактическое снижение расходов на 4,5%. 

Один из главных документов, сопровождающих представленный проект – «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики». Их определяет министерство финансов. В качестве ключевых в этом документе обозначены такие направления, как содействие адаптации экономики в новых условиях, ее структурная трансформация и развитие межбюджетных отношений федерального центра и регионов.

Но  о какой полноценной адаптации экономики может идти речь, когда необходимого финансирования лишаются программы экономического и социального развития? О какой структурной трансформации можно говорить, если бюджет противоречит инновационным задачам и буквально обрекает страну на то, чтобы она и дальше оставалась на сырьевой игле? Как можно охарактеризовать межбюджетные отношения, если авторы бюджетного проекта планируют урезать финансовые отчисления в регионы? 

В проекте намечено снижение финансирования по разделу «Межбюджетные трансферты». То есть сокращение расходов на поддержку регионов. В 2024 году их собираются снизить на 4%, в 2025-м – на 3%. А в 2026-м увеличить по сравнению с 2025 годом на жалкие две сотых процента, что будет означать – с учетом инфляции – их фактически четырехпроцентное сокращение. В результате к концу трехлетки номинальные расходы по этому разделу похудеют на 7% в сравнении с 2023 годом. А с учетом обещанной инфляции сократятся почти на 20%.

Составители бюджета именуют такую политику социальной. Но на самом деле она лишь усугубляет социальное неравенство и раскол в обществе, особенно опасный на фоне нарастающих внешних угроз.

Первоочередные требования нашей программы социальных мер – решительная борьба за устранение бедности, удвоение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда. Государственное регулирование цен на товары первой необходимости.  Принципиальное увеличение затрат на поддержку малоимущих, инвалидов и детей войны, для которых – вопреки нашим постоянным призывам – авторы бюджетного проекта снова не пожелали выделить дополнительные средства.   

В программе КПРФ ясно показано: вернув в руки государства стратегически важнейшие отрасли и доходы от них, прекратив бесконтрольный вывод гигантских финансовых средств за рубеж и принципиально увеличив налоговую нагрузку на доходы олигархов, мы могли бы увеличить федеральный бюджет минимум на треть. И добиться реального формирования бюджета развития, который тоже является частью нашей программы.

Но назвать бюджетом развития предложенный нам проект правительства, опирающийся на прежний тупиковый курс, невозможно в принципе. 

Смена курса – условие сохранения страны

Признав на Валдайском форуме моральное и стратегическое банкротство капитализма, президент Путин два года спустя на том же форуме, проходившем в начале нынешнего месяца, подчеркнул: важнейшая задача России сегодня заключается в укреплении своего суверенитета. А основан он должен быть на самодостаточности в технологиях, в финансах, в экономике.

Но  задачи такого масштаба решаются только на фундаменте подлинно социального государства. Они не имеют решения в рамках системы, тупиковое состояние которой уже невозможно отрицать.  

История трех последних десятилетий доказала и продолжает доказывать: на основе олигархического капитализма не построить суверенную экономику. Не добиться полноценного импортозамещения, в отсутствие которого благосостояние и покупательная способность наших граждан продолжают зависеть от курса доллара и евро. Не достичь технологического прорыва и невозможного без него реального экономического роста хотя бы на среднемировом уровне. Не обеспечить полноценную поддержку сельского хозяйства, которое кормит страну.

Опираясь на олигархическую рыночную идеологию, нельзя воспитать истинных патриотов. Нельзя выстроить отвечающую этой важнейшей задаче систему образования, формирующую кадровую основу для суверенного развития. Об этом подробно сказано в нашем сентябрьском программном обращении «Сильное образование – залог суверенитета!»

Делая ставку на эту порочную, тупиковую идеологию, нельзя справиться с серьезнейшей демографической проблемой, обеспечить рост благосостояния граждан и сформировать бюджет развития, позволяющий решать такие задачи.

Те, кто цепляется за прежний социально-экономический курс, за разрушительное наследие ельциных, гайдаров и чубайсов, попросту перечеркивают возможность жизненно необходимой нам консолидации, единства общества и мобилизации всех ресурсов для полноценного развития и Победы.

Наша обязанность – переломить эту ситуацию, признав смену социально-экономического курса с опорой на социалистические принципы ключевым ориентиром во внутренней политике. Только это обеспечит нам и уверенную победу на внешнем фронте.

Наиболее активно и последовательно нас сегодня поддерживают социалистические силы во всем мире и те страны, которые остались верны социалистическому выбору – Китай, Куба, Вьетнам, Лаос, Корейская Народно-демократическая республика. Неслучайно на чрезвычайно важной встрече лидеров России и КНДР, прошедшей в рамках Восточного экономического форума, товарищ Ким Чен Ын произнес тост за нашу победу над силами реакции и колониального диктата.

Мы должны не просто стремиться к укреплению взаимодействия с этими странами, но и учитывать их бесценный опыт социалистического строительства. Их успешного противостояния историческим вызовам, враждебным санкциям, попыткам дискредитации и изоляции, предпринимаемым западными противниками. Противостояния, в котором главной опорой становится идеология и практика социализма. И мы обязаны понимать, что по-настоящему братские отношения со странами, строящими социализм, можно укреплять и развивать только на этой основе.

Непременное условие нашей победы над нацизмом и глобализмом и нашего суверенного развития – это левый поворот в политике внутренней.

Однако те, кто управляет экономикой, упорно продолжают цепляться за разрушительные рецепты из «лихих» 90-х. Примером чего является и бюджет, сверстанный в рамках прежнего социально-экономического курса, несостоятельность и необходимость скорейшей смены которого в очередной раз доказывает внесенный в Думу проект.

У нас есть все необходимые ресурсы для социально-экономического оздоровления. Они – в наших гигантских богатствах. Они – в нашем талантливом и трудолюбивом народе. Они – в нашей великой тысячелетней истории, выдающейся науке и неповторимой культуре. Они – в предложенной нами программе возрождения страны. В Программе Победы, реализация которой позволит положить конец антинациональной политике «пятой колонны», остановить разграбление России и достойно ответить на любые внешние и внутренние вызовы.           

Для нас были и навсегда останутся главными интересы Родины и народа, правда и справедливость, бессмертные идеалы социализма. Мы будем бороться за них неотступно. И отстаивать нашу программу, наши требования и наш бюджет развития, жизненно необходимый для возрождения страны.     

Геннадий Зюганов,

Председатель ЦК КПРФ.

Последние новости

Новые инициативы по улучшению качества воздуха в Москве

Городские власти объявили о планах по снижению загрязнения воздуха.

Изменения в жизни горожан: что ожидать в ближайшие месяцы

Грядущие реформы окажут значительное влияние на социальные и экономические аспекты жизни.

Мэр Воронежа обсудил важные вопросы с Общественной палатой города

Сергей Петрин рассказал о планах по улучшению городской инфраструктуры и поддержки многодетных семей.

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Перми, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *